«У нее просто дерматит». Звездный тренер-абьюзер объяснил следы побоев на лице дочери
Норвежские СМИ смакуют подробности судебных слушаний по делу о семейном насилии в отношении Гьерта Ингебригтсена — главы клана звездных бегунов на средние дистанции. 59-летний отец семерых детей, которого хотят засудить собственные отпрыски, на последние несколько дней давал публичные показания, комментируя доказательства избиений несовершеннолетних и эмоционального давления на истцов. Большой резонанс вызвала история с ударом мокрым полотенцем по лицу Ингрид — дочери обвиняемого, которой на момент инцидента было 15 лет. Это случилось 5 января 2022 года и стало отправной точкой, после которой три брата — Якоб, Филипп и Хенрик — окончательно разорвали отношения с абьюзером и подали на него в суд. Сам Гьерт уверяет, что причиной красных пятен на лице Ингрид на фото, которое сделано после семейного конфликта, стало кожное заболевание — дерматит.
Ситуация накалилась, произносились отвратительные слова
В уголовном деле, которое норвежская прокуратура завела в 2023 году, множество эпизодов деспотичных проявлений Ингебригтсена-старшего в отношении детей. Пострадавшие в красках описывают, как неуравновешенный родитель за малейшие провинности хлестал их, тыкал пальцем в лицо, повышал голос, выбрасывал гаджеты, запрещал общение с друзьям и заставлял тренироваться против воли. Однако история с полотенцем занимает в череде доказательств особое место. В первую очередь потому, что это случилось относительно недавно, и сам Гьерт не отрицает данный инцидент. Правда, в трактовке абьюзера речь о небольшой тряпочке, которой он вытирает пот во время занятий на тренажерах. И родитель не бил дочь, а случайно задел, когда Ингрид в ходе конфликта пытался вырвать полотенце из рук деспота.
Конфликт начался с того, что девушка забыла взять на тренировку пульсометр, а потом заявила, что не хочет вслед за братьями становиться звездой легкой атлетики. Затем последовал конфликт, в ходе которого Ингрид была названа «глупой и бесталанной», а также получила полотенцем. «Я думаю, что крик — совершенно неподходящий термин. У меня громкий голос, но это не значит, что я кричу, — оправдывает свое поведение Гьерт. — Ситуация действительно накалилась, произносились отвратительные слова. Это была не очень хорошая реакция с моей стороны, но больше мне нечего сказать. Что касается фото с пятнами на лице, то все мои дети краснеют, когда волнуются. Это раздражение кожи, дерматит, и не более того».
Подобные заявления в суде вызывают у норвежских обывателей праведный гнев. Большинству очевидно, что звездный тренер лжет, пытаясь оправдать насильственные методы воспитания. Гьерт так привык, что в отношении детей ему позволено абсолютно все, что необходимость публично объясняться за семейное насилие вызывает у него недоумение. С другой стороны, попытка братьев отправить за решетку собственного отца после того, как тот сделал их звездами мировой легкой атлетки, тоже не вызывает симпатии. Якоб, Филипп и Хенрик говорят, что делают это не ради мести, а из-за юной сестры, которую необходимо вырвать из лап абьюзера. Но то, с каким энтузиазмом занимаются вскрытием нарывов общество и правоохранительные органы, очень похоже на травлю человека, чей успех в прошлом вызывал зависть у многих коллег.

Необычный родитель
Гьерт в качестве тренера привел к серьезным успехам в легкой атлетике трех своих сыновей. 24-летний Якоб в Токио и Париже стал двукратным олимпийским чемпионом на дистанциях 1500 и 5000 метров, 34-летний Хенрик и 31-летний Филип брали золото чемпионатов Европы, а также участвовали в Олимпийских играх. Гром грянул осенью 2023 года, когда братья опубликовали открытое письмо, в котором признались: на протяжении долгого времени они страдали от физического насилия и морального давления со стороны отца. Побои, угрозы, унижения и жесткий контроль поведения — все это преследовало будущих звезд с детства.
Звездные бегуны Ингебригтсены обвиняют отца в издевательствах. Сделал братьев великими, но какой ценой?
При этом Гьерт обладал огромным авторитетом в спортивном сообществе. Клан Ингебригтсенов стал знаменитым в 2016 году, когда принял участие в реалити-шоу на норвежском телевидении. Пять сезонов подряд звездная семья собирала у экранов огромную аудиторию. Отец и тренер чемпионов никогда не был профессиональным спортсменом, но сумел вывести своих детей на вершины стайерского бега. Из-под пера Гьерта вышли две книги о воспитании будущих звезд. В 2019-м он был назван в своей стране тренером года. Теперь понятно, какими методами это было достигнуто. С другой стороны, грань очень зыбка, и вероятность оговора тоже присутствует. Например, непонятно, почему братья молчали столько лет. Ведь первые инциденты с Якобом, судя по материалам дела, произошли еще в 2008 году.
Некоторые обвинения прокуратура сняла из-за отсутствия доказательств или истечения срока давности, но знаменитому специалисту все равно грозит до шести лет лишения свободы. При этом сам обвиняемый отрицает абьюз. На защиту отца встал один из сыновей — 29-летний Мартин, заявивший, что Гьерт хоть и не был «обычным родителем», но он никогда его не боялся. Также молчит мать семейства Тоне Эва, которая также является важным свидетелем. После начала скандала «тренер года» перестал готовить сыновей, но продолжал работать с призером чемпионата мира в беге на 1500 метров Нарве Гилье Нордосом. Правда, норвежская федерация отказала Гьерту в аккредитации на Олимпиаду в Париж.

Громкое дело Ингебригтсена-старшего во многом напоминает скандальный процесс против Андерса Бессеберга. Этот престарелый экс-глава Международного союза биатлонистов получил три года за коррупцию, а о его травле в суде в начале прошлого года тоже с удовольствием писали скандинавские СМИ. Должны ли судьи делать поправки на звездный статус обвиняемых, их заслуги перед страной и мировым спортом, конечно, вопрос. Однако легкость, с которой норвежцы бросают на нары недавних кумиров, вызывает оторопь. Да, семейное насилие — это отвратительно. Но в деле масса нюансов. Кроме того, у четы Ингебригтсенов остается на попечении младший сын — 11-летний Вилльям. И он навряд ли будет счастлив, если его отец окажется в тюрьме, а некогда образцовая семья развалится окончательно.


