Настоящая боль за Юру Борисова: реакция на победителей премии «Оскар» — 2025
Американская киноакадемия в очередной раз раздала статуэтки на 97-й церемонии вручения кинопремии «Оскар». Наверняка найдется множество недовольных и несогласных с выбором победителей не только в главной, но и почти в каждой категории. И с большой долей вероятности недовольства будут вполне аргументированы и логичны. Конечно, это еще раз говорит о высокой конкуренции в оскаровской гонке, но, увы, не говорит о безукоризненном качестве участвующих в ней лент.
Быть может, это ложное ощущение, но не только «Оскар», но и сам 2024 год подарил зрителям меньше громких и запоминающихся лент, чем предшествующий ему 2023. Кажется, вряд ли у хоть одного из выступавших в главной категории фильмов получится пройти испытание временем и остаться в истории в качестве великой классики. Киноавтор Алиса Бондаренко поделилась личным мнением, заслуженно ли были вручены статуэтки, и с какими решениями академиков можно поспорить.
«Анора» — достойный победитель?
После победившего в прошлом году «Оппенгеймера» лента Шона Бэйкера «Анора», которая стала главным фильмом года, может показаться слишком маленькой и незначительной. Но стоит вспомнить, что это далеко не первый случай победы инди-кино на премии (до нее были, например, «Паразиты»). Как заметил в одной из речей режиссер Шон Бэйкер, они сделали «Анору» в условиях ограниченного бюджета, но вложили в фильм всех себя без остатка.
И действительно, независимо от того, понравился вам фильм или нет, сложно спорить с тем, что победа именно независимого фильма вдохновляет. А для некоторых и вовсе может стать толчком к действию.
Новая «Красотка»? Каким получился фильм «Анора», получивший «Оскар-2025» и «Золотую пальмовую ветвь»
Шон Бэйкер и его четыре «Оскара»
Шон Бэйкер выступил не только в качестве режиссера ленты «Анора», но также продюсировал фильм, написал сценарий и занимался монтажом. Все это сделало американца первым человеком в истории «Оскара», завоевавшим четыре личных премии за один фильм. До этого что-то подобное удавалось сделать лишь Уолту Диснею, но в случае последнего «Оскары» были присуждены на разные работы.
В режиссерской номинации с Бэйкером и «Анорой» соревновались «Бруталист» Брэйди Корбета, «Субстанция» Корали Фаржа, «Боб Дилан: Никому не известный» Джеймса Мэнголда и «Эмилия Перес» Жака Одиара.
Как и в случае с главной номинацией, было сложно выделить фаворита в режиссерской гонке. Выбор «Аноры» (достаточно крепкой, но не великолепной картины) выглядит оправданным и вполне себе безопасным решением.
Но стоит признать, что победа Корали Фаржа с ее «Субстанцией» принесла бы больше эмоций. Подобный ход бы точно спровоцировал множество обсуждений и наверняка отозвался в сердцах не одного зрителя.
Почему не Деми Мур?
Уже как минимум второй год среди актерских номинаций женские категории притягивают больше всего внимания. На 97-й церемонии награда досталась Майки Мэдисон. Подобное решение вполне логично и обосновано, ведь роль Аноры, при всем уважении к работе Юры Борисова, пожалуй, самое яркое, что есть в фильме.
Но стоит признать, что личные симпатии были на стороне Деми Мур и ее Элизабет из «Субстанции». Актриса, которая всю свою карьеру считалась далекой от больших наград, смогла провернуть невероятный камбек. Причем в достаточно рискованном проекте — боди-хорроре европейской женщины-режиссера. Участие в таком фильме могло с легкостью окончательно похоронить карьеру Деми Мур, но привело 62-летнюю актрису не к забвению, а к «Золотому глобусу» и премии Гильдии киноактеров США. Жаль, что «Оскар» ей все же не покорился.
Зои Салдана — заслужила
Номинированная в 13 категориях «Эмилия Перес» французского режиссера Жака Одиара удостоилась лишь двух наград, одной из которых стала вполне заслуженная статуэтка Зои Салданы за женскую роль второго плана.
Ленту Одиара можно критиковать за многое, но не за победу Зои Салданы, несмотря на спорность выбранной категории. Все-таки роль американско-доминиканской актрисы с легкостью можно записать и в главные. И невольно хочется порадоваться, что даже скандальная обстановка вокруг фильма не смогли испортить справедливый триумф Салданы.
Справедливо ли давать Оскар за идентичную роль?
Статуэтка за лучшую мужскую роль ушла в руки Эдриана Броуди, сыгравшего архитектора Ласло Тота в фильме «Бруталист». Если вынести за скобки скандальное обсуждение искусственного интеллекта, использованного для создания правдоподобного звучания речи Броуди на венгерском языке, выбор Эдриана в качестве лучшего актера, вроде бы, вполне оправдан.
Единственное, что портит ощущение от решения киноакадемии — предыдущий «Оскар» актера, который был получен за очень похожую работу в фильме «Пианист» Романа Полански. Там актер тоже играл творческого еврея с грустными глазами. Есть и легкое чувство обиды за Рейна Файнса в фильме «Конклав» с его не менее достойной игрой.
Не наш слон, но тоже молодец
Лучший актер второго плана — категория, принесшая разочарование всем россиянам. Юра Борисов остался без статуэтки, а награду получил Киран Калкин и его роль в ленте «Настоящая боль». Единственный вопрос, который вызывает подобное решение, касается не актерской игры, а самого выбора номинации. Киран Калкин вполне мог бы посоревноваться и за главную мужскую роль, и при этом бы не выглядел там аутсайдером.
Отдельно хочется отметить речь самого Кирана Калкина, в которой он благодарит жену. А также напоминает ей, что она обещала ему третьего ребенка после получения «Эмми», а четвертого — после победы на «Оскаре». Обе премии у Кирана теперь в кармане.
Ну а если вам не хватило Калкина в фильме «Настоящая боль», то сейчас самое время ознакомиться с прекрасным сериалом «Наследники». Тем более, что кроме Калкина в нем играет и другой номинант — Джереми Стронг.
Браво, Бразилия!
Самые радостные сюрпризы 97-й церемонии оказались за пределами главных категорий. Первым бразильским фильмом в истории, получившим «Оскар», стала лента «Я все еще здесь» режиссера Уолтера Саллеса. Картина стала лучшим фильмом на иностранном языке. Победа, в принципе, заслуженная. Всего лента участвовала в трех номинациях, включая гонку за главную награду вечера, а актриса Фернанда Торрес боролась за статуэтку в категории «Лучшая женская роль».
Большая радость за маленькую команду
Если победа «Я все еще здесь» вызывает достаточно сдержанную радость, то триумф другой иностранной ленты заставит вас расплыться в широкой улыбке. Даже если вы не большой любитель анимации, но теряете рассудок при виде котиков.
«Оскар» за лучший анимационный фильм достался латвийской ленте «Поток», рассказывающей о приключениях кота, собаки, лемура и капибары по время всемирного потопа. «Поток» стал первой в истории Латвии лентой, удостоившейся главной мировой кинопремии.
Отдельно стоит отметить, что европейский анимационный фильм столкнулся с огромной конкуренцией. «Поток» соревновался с такими мастодонтами анимации, как «Головоломка 2» (ставшая самым кассовым фильмом 2024 года), обласканным многими критиками «Диким Роботом» и работой четырехкратного лауреата кинопремии Ника Парка «Уоллес и Громмит: Самая дикая месть».
Прошедшая кинопремия не отличилась ни громкими речами, ни скандальными событиями. И пусть некоторые шутки ведущего Конана О'Брайана не были слишком удачными, в целом церемония стала одной из самых эталонных за последние годы.
И совсем не важно, получил ли награду фильм, за который вы болели всей душой, ведь, как сказал в своей речи режиссер мультфильма «Поток» Гинтс Зилбалодис: «Мы все в одной лодке».







