Неопределенность с Олимпиадой-2026 — огромный стресс для спортсменов. Колонка Аллы Шишкиной
Мнение
Все международные спортивные федерации замерли в ожидании выборов на пост президента МОК. Поездка спортсменов из России на Олимпийские игры-2026 в Милан — Кортину напрямую зависит от того, кто встанет у руля комитета. Выборы пройдут 18 марта, вступление в должность нового главы организации намечено на 23 июня 2025 года. К этому времени до начала гонки за олимпийские медали времени останется совсем мало. С учетом того, что для попадания необходимо завоевать лицензии, находиться в мировом рейтинге и участвовать в различных соревновательных этапах, перспективы участия атлетов из РФ становятся все туманнее.
Молчание международных федераций
Для начала рассмотрим самый благоприятный сценарий — новый президент МОК говорит, что Игры без россиян неполноценны и своим решением допускает их. Те, кто еще успевает завоевать лицензии, едет на соревнования. Сомнительно, что с флагом и гимном. Но если уж мечтать, то по-крупному. Хотя на данный момент участие с национальными символами представляется чем-то из разряда фантастики. Более приземленный вариант — получение атлетами нейтральных статусов. Чем сейчас и озадачены те, кто еще не потерял шанс и мотивацию соревноваться в Милане.
К сожалению, в некоторых видах спорта мы точно пролетаем мимо ближайшей Олимпиады. Вот что сказала мне участница Игр-2018, двукратная чемпионка мира и чемпионка России керлингистка Анастасия Брызгалова:
— К сожалению, у нас уже не получится получить квоту на ОИ, поскольку мы не принимали участие в прошлом чемпионате мира, не выступим и на этом, а именно там разыгрываются олимпийские квалификационные очки. Это стало понятно еще в мае прошлого года, поскольку, чтобы сыграть на ЧМ, необходимо выступить на ЧЕ, а там мы место в высшем дивизионе потеряли, придется начинать с дивизиона С.

Если в летних видах спорта есть определенное потепление со стороны международных федераций, которые давно выдают нейтральные статусы спортсменам из России и допускают до стартов под своей юрисдикцией, то с зимниками этот процесс практически стоит на месте. Среди них есть атлеты, которые готовы получать этот статус, но международные федерации в большинстве своем до сих пор не озвучили никаких условий его предоставления. Вот что об этом говорит участник двух Олимпийских игр, победитель и призер международных соревнований в ски-кроссе Игорь Омелин:
— В Пекине завоевать медаль не удалось, а в итоге это оказался мой последний на данный момент международный старт. Надеюсь, что получится реабилитироваться в Милане. Конечно, готовлюсь. Но Международная лыжная федерация пока не давала комментариев по предоставлению нейтрального статуса. Получение квоты в ски-кроссе — тоже интересная история. Отбор начался в июле 2024 года и продлится до конца января 2026 года. За это время планируется 20-26 этапов Кубка мира. Квоту ты зарабатываешь лично и должен оказаться в мировом топ-32. При условии, что нас допустят в следующем сезоне, учитывая прошлый календарь перед ОИ, будет возможность выступить на 6-8 этапах. За это время очки заработать возможно, поэтому рассчитываю на лучшее!
Еще один вид спорта, в котором наша сборная готова была бы бороться за самые высокие места — хоккей. И наши, и международные эксперты охотно говорят (теоретически) о допуске российской команды. Но, несмотря на все эти слова, руководство ИИХФ взяло паузу аж до мая, а также постоянно ссылается на то, что окончательное решение по поводу выступления наших хоккеистов в Милане должен принять МОК.
Надежды могут рухнуть
Более расторопными на фоне остальных коллег выглядят руководители Международного союза конькобежцев (ISU). Они уже выделили по одной квоте в каждой дисциплине фигурного катания, но не на сами Игры, а только на отбор к ним. Правда, к этому прилагается целый пакет ограничений и жестких проверок, включая мониторинг социальных сетей спортсменов и их связей с лицами, отстраненными за нарушение антидопинговых правил. Одна квота в каждом виде — это разгон и так сумасшедшей конкуренции в российском фигурном катании. Сколько и каких национальных отборов придется пройти спортсменам, чтобы доказать свое право на выступление в Милане?
Внешнее давление от МОК, внутренняя конкуренция, сумасшедшие тренировки, жизнь в полном неведении относительно того, что тебя ждет в будущем, — все это похоже на пытку. Хорошо помню свое состояние, когда Игры в Токио перенесли на год. Никто тогда не был уверен, что и в 2021-м они состоятся, никто на сто процентов не мог гарантировать, что команду Олимпийского комитета России допустят, изоляция на спортбазе, страх заболеть ковидом. Поверьте, что спортсменам сейчас очень непросто, не только физически, но в большей степени морально. И кто выдержит и не сломается уже на этапе отборов, пока не очевидно.
Из положительного. Самый молодой зимний олимпийский вид спорта, ски-альпинизм, уже допустил пять спортсменов из России в нейтральном статусе. Они начали гонку за очками мирового рейтинга, но конкуренция в этом виде спорта очень серьезная. Тем не менее то, что у наших атлетов есть шанс побороться, уже дает надежду. Но при этом меня не отпускает мысль: если бы наши атлеты были в топе мирового рейтинга и все понимали, что они — реальные претенденты на олимпийские медали (как, например, в фигурном катании, лыжных гонках или хоккее), нейтральные статусы они так быстро не получили бы.
Не забываем, что нейтральный статус для спортсмена стоит денег — от 2500 до 5000 евро. Стоимость своего статуса каждый атлет получает лично, и не совсем понятно, от чего она зависит. Но платить придется в любом случае. К расходам надо добавить оплату работы тренера, стоимость экипировки, сборов, билетов, проживания и питания. Идеально, если найдется спонсор, способный взять эти затраты на себя, но так получается не всегда. Уже есть прецедент у ски-альпинистов, когда Варвара Прохорова собрала 200 тысяч рублей донатами для участия в этапе Кубка мира. Возможно, появятся и другие спортсмены, которые станут открывать сборы средств для выступления на соревнованиях в соцсетях и СМИ. И тогда их участие в Играх будет зависеть не только от их собственной мотивации, но и от количества людей, желающих помочь. Что является дополнительным стрессом для атлета, который и так находится в незавидном положении.
Не хочется об этом писать, но нельзя отрицать и вероятности самого неблагоприятного сценария для представителей РФ — если у руля МОК окажется человек, который будет категорически против участия россиян в Играх в каком-либо статусе. Можно сказать, что такой руководитель может одним махом закрыть дорогу на Олимпиаду всем нашим соотечественникам, кто уже начал этот путь. И тогда все надежды тренеров, предположения о количестве завоеванных медалей, переживания болельщиков и жертвы спортсменов станут напрасными.
Оценивая шансы на участие спортсменов из России в Милане, очень хочется надеяться на лучшее, но факты, имеющиеся на данный момент, не вселяют особого оптимизма. Остается только ждать и следить за ситуацией в реальном времени.
* Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.




