Газета Спорт-Экспресс № 269 (3947) от 23 ноября 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

23 ноября 2005

23 ноября 2005 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ. Регулярный чемпионат

Инцидент специально для "СЭ" комментирует врач сборной России по хоккею Валерий КОНОВ:

"В 14 ГОРОДАХ РОССИИ ИЗ 16 ФИШЕРА ВРЯД ЛИ СПАСЛИ БЫ"

- Я 26 лет работаю в большом хоккее, но случая, подобного детройтскому, в моей карьере не было, - сказал Валерий Конов. - Слышал, что под расписку и личную ответственность в 80-х годах играл в ЦСКА имевший проблемы с сердцем форвард Михаил Васильев, но даже с ним, слава богу, ничего нештатного на льду не происходило. Как и с Николаем Борщевским, выступавшим с одной почкой. К слову, в нынешней сборной России также есть хоккеист с одной почкой - не хочу называть его фамилии. И ничего - играет, да еще как!

-Судя по информации, поступающей из Детройта, у Фишера в сезоне-2002 были обнаружены сердечные отклонения. В частности, клубные врачи заметили, что у чеха чуть увеличено сердце. Однако после двухдневного отдыха он прошел все тесты и вернулся на лед.

- Сразу скажу, что профессиональный спорт с его нагрузками здоровья не добавляет. Более того, увеличение - или как говорим мы, врачи, - гипертрофия левого желудочка сердца наблюдается практически у каждого спортсмена. Вопрос в том, насколько велики параметры этого отклонения. Впрочем, зная профессионализм западных врачей, не сомневаюсь, что у моих коллег не было повода запрещать Фишеру заниматься спортом.

-Как вы думаете, что произошло с чешским защитником?

- Из Москвы, сами понимаете, мне трудно ставить диагноз. Предположу, что синдрома Вольфа-Паркинсона-Вайта у чеха не было - ведь с таким диагнозом выходить на лед строжайше запрещено. Не знаю, проводятся ли тесты на эту болезнь в НХЛ, но в России все игроки, увы, их не проходят.

Одно время ходили слухи, что в НХЛ используют обезболивающий препарат Wioxx. Вот это крайне рискованное занятие. Применяя его, можно выходить на лед даже с переломами. Однако в мире в последние годы было зафиксировано шесть смертельных случаев, вызванных его использованием. Кстати, недавно этот препарат был запрещен - несмотря на то, что к допингу не относится.

Вообще же в спортивной медицине еще много неизведанного. Вспомните, например, прошлогоднюю трагедию с Сергеем Жолтком, у которого также была не всегда диагностируемая сердечная аритмия.

-А вообще хоккей - "сердцеопасный" вид спорта?

- Я бы так не говорил. Возьмите, например, лыжи или греблю - там нагрузки на сердце, уверяю вас, значительно выше.

-Как, по вашим оценкам, сработали детройтские врачи?

- Блестяще! В критической ситуации они, если судить со стороны, действовали быстро и уверенно. Можно сказать, вытащили человека с того света.

-В суперлиге наши хоккеисты также могут быть уверены в своих медиках?

- Больной для меня вопрос. В ряде городов мне, как врачу "Динамо", часто приходится сталкиваться, скажем так, с рассеянностью медицинских бригад. Боюсь, во многих городах нашей суперлиги Фишера могли бы и не спасти.

В этом смысле не могу не отметить ярославских эскулапов. Накануне мы играли в Ярославле, и по традиции ко мне за несколько часов до матча подошел местный врач, спросил, нужно ли какое-то содействие. Затем он показал, где его бригада будет сидеть на трибуне, и мы договорились об условных знаках - если понадобится помощь в случае возникновения нештатной ситуации.

В Ярославле это, подчеркну, обычная практика. Как, кстати, и в Москве - у нас, в Лужниках, где бригада реаниматологов каждый раз занимает постоянные места в первом-втором рядах. И через 30 - 40 секунд после инцидента они при необходимости на месте. В остальных 14 городах суперлиги врачи, повторюсь, не столь педантичны.

Игорь ЛАРИН