Газета Спорт-Экспресс № 126 (3504) от 8 июня 2004 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3

9 июня 2004

9 июня 2004 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2004. ОСТАЛОСЬ 4 ДНЯ

Бригада "СЭ" передает из Португалии

КУДА ПРИПЛЫВЕМ НА ЯХТЕ "ЭШТАДИУ АЛГАРВЕ"

Максим КВЯТКОВСКИЙ, Игорь РАБИНЕР

из Виламоуры

ИСКАЛИ СТАДИОН - НАШЛИ ДЕРЕВНЮ SEMINO

Так, вон еще один указатель. Может, хоть этот на стадион?

Мы безнадежно опаздывали, и с каждой секундой нас охватывало все большее отчаяние. Решение съездить на "Эштадиу Алгарве", дабы заблаговременно аккредитоваться на чемпионат Европы, теперь уже казалось поспешным - все равно на базе сборной России этот "ошейник" не пригодится. А плутали мы на свежеарендованном Ford Focus так, что перспектива успеть в аэропорт или в "Браунc клаб", чтобы встретить там нашу команду, казалась все более расплывчатой.

Вместо указателя в сторону стадиона бригада "СЭ" увидела нечто совсем уж диковинное. А именно - наименование населенного пункта в честь... главного тренера "Локомотива". Нет, совершенно серьезно - глазам своим не поверив, мы разглядели надпись "Semino". На юге Португалии это выглядело легким издевательством над здравым смыслом. Это в Подмосковье по дороге к Раменскому можно встретить указатель на Ярцево, а неподалеку от Бора - на Романцево. Но здесь-то?! Да еще в сопровождении какого-то бездомного с годами нечесаной шевелюрой, проезжавшего по тротуару на детском велосипедике?!

Странное село имени Юрия Палыча только отдалило нас от "Эштадиу Алгарве". Нет, вы только представьте: меньше чем за неделю до старта первенства Европы по дороге от Виламоуры до Фару невозможно обнаружить хотя бы один опознавательный знак арены, принимающей чемпионат. Мало того, направление на Фару оказалось ложным! Обиходное представление, будто этот самый "эштадиу" находится в главном городе провинции Алгарве, на деле не подтвердилось. На развилке между Фару и Луле мы без колебаний сделали выбор в пользу первого - и ошиблись. Только развернувшись километров через пять, увидели первый указатель. Он же оказался единственным. В результате мы заблудились еще как минимум раза два. Как спустя час все-таки успели в аэропорт Фару - загадка до сих пор.

В один прекрасный момент "Эштадиу Алгарве" вдруг возник где-то на горизонте. Но пару загибов коварной португальской трассы - и он исчез вновь. Порой стадион казался миражом в пустыне. Найти его, предупреждаем всех самоучек-автомобилистов, непросто будет всем и каждому. Лучше пусть вас везет тот, кто твердо знает дорогу. Иначе и на игру можно опоздать.

КОРАБЛЬ В ПУСТЫНЕ

Арена Euro-2004, на которой сборная России проведет матчи с Испанией и Грецией, конечно, красавица. Напоминает гигантскую яхту со множеством мачт. Вид стадиона полностью соответствует стилистике здешних мест - с многочисленными парусниками, очаровательно "пасущимися" в бухте Виламоуры, на берегу Атлантического океана.

Сам "Эштадиу Алгарве", судя по взгляду снаружи (внутрь до 9 июня не пускают, круглосуточно охраняя главное спортсооружение южного побережья), достроили до конца. А вот все, что вокруг... При ближайшем рассмотрении довелось увидеть немало странного.

Начнем с того, что перед въездом на стадион почему-то несколько раз изображена олимпийская символика. Что-то тут перепутано: арена отстроена только что, Олимпиад в Португалии история не зафиксировала - вот вам первый звоночек абсурда. Гора строительного мусора метрах в трехстах от стадиона, на самом красивом его фоне - звонок номер два. А третье - сельскохозяйственные угодья, примыкающие прямо к воротам "Эштадиу Алгарве". Пашня и трактор на фоне одной из новейших футбольных арен Европы - картина, больше подходящая кисти Сальвадора Дали. Тем более что вокруг нее со всех сторон - многокилометровая пустота. Нечто прямо противоположное лондонским стадионам: что арсенальский "Хайбери", что "Стэмфорд Бридж" Романа Абрамовича трудно заметить за примыкающими к ним вплотную окрестными зданиями.

Наверное, через какое-то время "Эштадиу Алгарве" будет окружать красивый зеленый парк - многие деревца только начали существование и скромно прорастают сейчас в окружении сколь немногочисленных, столь и выцветших, пожелтевших пальм. Зрелище, надо признать, довольно депрессивное. Коль скоро возвели такой стадион, почему нельзя было высадить все эти деревца раньше, чтобы настоящий парк был открыт уже к чемпионату Европы?

Вопрос скорее даже какой-то русский, нежели западноевропейский. Впрочем, наши страны вообще, похоже, связывают какая-то беспечность, надежда на авось, стремление все героически сделать в последний момент. До ведущих государств Евросоюза по уровню жизни Португалия дотянется, подозреваем, еще очень не скоро. Хотя относятся к гостям здесь радушно и почти без исключения говорят по-английски. В то время как в соседних Испании или Италии за ничтожным исключением знают только свой язык.

И вот, наконец, аккредитация. Она, надо признать, прошла без сучка и задоринки, минут за семь - благо больше никого в аккредитационном центре (временной постройке довольно непрезентабельного вида) в тот момент не было. Одна девушка-волонтер попросила паспорта, ввела данные в компьютер - и почти сразу вторая была готова выдать аккредитации. А третья вручила каждому по сумке с сувенирами.

Тут-то мы и оценили португальское гостеприимство - на контрасте с приемом японцев на ЧМ-2002 и американцев на зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. Там журналистам не доставалось ничего - радуйтесь, мол, что вообще до такого мероприятия в наших супердержавах допущены. Маленькая же Португалия нос не задирает. Оттого - и набитые доверху сумки. В каждой - футболка с символикой турнира, внушительный по размеру игрушечный джип Hyundai - тоже с эмблемой чемпионата, значки, брелок, блокнот, пивной бокал и подставки под него, массивная чашка "УЕФА - 50 лет", мягкий декоративный футбольный мячик...

АВРАЛ - НЕ ДЛЯ ЧУЖИХ ГЛАЗ

А потом ты, уже аккредитованный на чемпионате журналист, решаешь гордо зайти в пресс-центр, дабы проглядеть зарубежную прессу и выкупить заказанные здесь из Москвы местные телефонные SIM-карты для более дешевых переговоров с родной редакцией. И вдруг - натыкаешься на стену непонимания. Полицейский, охраняющий ворота собственно стадиона (аккредитационный центр находится чуть в стороне), недоуменно пожимает плечами и, переговорив с коллегами, выносит вердикт, о котором мы упоминали чуть раньше: "До 9 июня здесь все закрыто". Чуть позже выясняется, что он говорит правду. Оказывается, международный пресс-центр в Фару/Луле открывается всего за три дня до начала первенства Европы. Такое редко где встретишь, не говоря уже о том, что решение проблемы с SIM-картами оказалось автоматически отложено на четыре дня.

Впрочем, поездка вокруг стадиона к тому времени уже дала нам понять, почему пресс-центр на "Эштадиу Алгарве" откроется лишь в среду. Потому что, видимо, только к этому дню завершатся все строительные работы на прилегающей к стадиону территории. До того журналистам на все это глядеть не слишком рекомендуется.

Смотришь на все это - и впечатления кажутся до боли знакомыми. Отчего-то приходит в голову мысль: если бы следующий чемпионат Европы, 2008 года, все-таки отдали нам, а не Австрии со Швейцарией, в России запросто могло быть решительно то же самое. Но как подумаешь, что после этого клубы нашей премьер-лиги играли бы все матчи национального первенства на таких стадионах, - сделаешь вывод: да пусть был бы аврал! Чуть-чуть покраснели бы - зато потом сколько лет радости!

Благодаря чемпионату Европы в Португалии никогда больше не будут играть на таких стадионах, как "Торпедо" на Восточной улице. Каким неказистым на первый взгляд ни казалось бы то, что эти арены окружает.