Газета Спорт-Экспресс № 126 (3504) от 8 июня 2004 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

9 июня 2004

9 июня 2004 | Шахматы

ШАХМАТЫ

Георгиос МАКРОПУЛОС: "ПОЧЕМУ ОНИ МОЛЧАЛИ В ПРАГЕ?"

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Элисты

Первого вице-президента ФИДЕ Георгиоса Макропулоса шахматный мир с его склонностью к сокращениям называет просто Макро. Вот уже без малого четверть века Макро вращается в высших аппаратных сферах мировых шахмат. Он был нужен президенту ФИДЕ Флоренсио Кампоманесу (Кампо), он укрепил свои позиции при президенте ФИДЕ Кирсане Илюмжинове (Кирсан)...

Во время конгресса ФИДЕ в Бледе я убедился в том, как здорово этот ироничный грек умеет управлять большой аудиторией. Его огромные выразительные глаза сверкают, голос гремит, словно в него вселился дух Зевса-громовержца, напоминающий клюв хищной птицы нос тонко улавливает настроение слушателей. Кажется, что вот сейчас Макро взмахнет фалдами своего пиджака, вылетит из-за трибуны и продолбит дырки в головах тех, кто неправильно, на его взгляд, понимает девиз ФИДЕ "Мы все - одна семья".

ПРОТЕСТ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

- Господин Макропулос, отказ от участия в грядущем чемпионате мира ФИДЕ в Триполи многих сильных гроссмейстеров наносит серьезный ущерб престижу этого соревнования. Причем претензии игроков кажутся обоснованными и легко удовлетворимыми. Почему, например, руководство ФИДЕ само так и не подписало контракт, который предложило шахматистам? Неужели только из-за боязни, что игроки могут засудить его в случае конфликтной ситуации, как сказал Анатолий Карпов на недавней пресс-конференции в Москве?

- Что касается отсутствия ряда топ-игроков на чемпионате мира в Триполи, то его корни надо искать в пражских соглашениях-2002. К сожалению, там, в Праге, эти топ-игроки, которые сегодня бойкотируют чемпионат мира, молчали или попросту игнорировали шахматный саммит. Я был единственным, кто выдвинул тогда совершенно иной вариант объединения шахматного мира. Я предлагал провести соревнование с участием Каспарова, всех чемпионов мира ФИДЕ, а также финалистов и полуфиналистов последнего мирового первенства ФИДЕ. Это был бы превосходный турнир с участием Пономарева, Ананда, Карпова, Халифмана, Свидлера, Иванчука...

Каспарова не устроил этот вариант. Его поддержал Ясер Сейраван, который, как вы помните, был главным идеологом и инициатором пражских соглашений. Их суть заключалась не только в том, чтобы вернуть Каспарова в лоно ФИДЕ и провести объединительный матч, в котором тот бы встретился с победителем "классической ветви" Крамник - Леко. Сейраван предлагал красивую перспективу создания профессиональной структуры в мировых шахматах.

- Да, я хорошо помню, как увлекла эта идея Гарри Каспарова, который с большим воодушевлением говорил мне об этом после совещания в Праге. Почему же этот проект умер, так и не родившись?

- В Праге Сейраван сказал, что представит в ФИДЕ бизнес-план создания профессиональной структуры. Бессель Кок, который организовал пражскую встречу, обещал принять деятельное участие в реализации этих инициатив, привлечь спонсоров. Но у меня все это вызвало большие сомнения, и я поделился ими с президентом ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым. В присутствии Зураба Азмайпарашвили и господина Алексея Орлова я сказал: "Кирсан, я не верю ни в то, что они подготовят бизнес-план, ни в то, что найдут спонсорские деньги. Буду рад ошибиться, но если окажусь прав, то мы угодим в ситуацию, когда нам придется тратить гораздо больше денег, и за все надо будет платить тебе, Кирсан".

- Как это было в течение многих лет до пражской эйфории...

- Верно. Увы, я оказался прав. Где сейчас господин Кок и его спонсоры? Где Сейраван со своим бизнес-планом? Зато все дружно критикуют Кирсана Илюмжинова за то, что он ищет деньги в таких проблемных регионах, как Ливия. Но Ливия была единственной страной, которая предложила профинансировать проведение чемпионата мира.

МЫ ПО ОДНУ СТОРОНУ БАРРИКАД

- Прежде чем вы расскажете о некоторых особенностях чемпионата в Триполи, все же попрошу вас ответить, почему на разосланных игрокам контрактах нет подписи кого-либо из руководителей ФИДЕ? На упоминавшейся уже пресс-конференции было обнародовано заявление Российской шахматной федерации (РШФ), в котором указывалась и эта проблема.

- Анатолий Карпов на той пресс-конференции утверждал, что ФИДЕ не хочет ставить свою подпись под документом якобы из-за боязни проиграть в суде в случае конфликтной ситуации. Здесь все поставлено с ног на голову. ФИДЕ не является коммерческой организацией и никаких контрактов игрокам предлагать не может. Почему-то ни Карпову, ни тем, кто разделяет его точку зрения, не пришло в голову, что ФИДЕ, которая ищет для игроков деньги, выступает заодно с ними. Если организаторы чемпионата нарушат договор, то федерация совместно с игроками будет судиться с ними. Мы по одну сторону баррикад с шахматистами!

К ВОПРОСУ О ПРИВИЛЕГИЯХ

- Недавно я брал интервью у выдающегося индийского гроссмейстера Виши Ананда, и он прямо сказал, почему не будет играть в Триполи. Виши считает несправедливым предоставление привилегий одному игроку (имеется в виду Каспаров). Ведь чемпионат фактически является отборочным турниром к матчу с Каспаровым, и тот, кто победит в Триполи, будет носить титул чемпиона мира ФИДЕ всего полгода, если, конечно, ему не удастся выиграть у Каспарова...

- В искренности бесконечно уважаемого мною Ананда я нисколько не сомневаюсь. Он не играет словами, говорит то, что думает, и поступает так, как считает правильным. А вот ряд сильнейших российских игроков, как нам известно из неофициальных встреч, разделяя позицию Ананда, боятся об этом сказать прямо и выдумывают абсурдные причины своего неучастия вроде отсутствия тех самых пресловутых подписей. Эти люди молчали в Праге, а теперь они выбрали тактику бойкота, так как боятся назвать истинные мотивы своего отказа. Что же касается привилегий, предоставленных Каспарову, то все прекрасно понимают: участие этого величайшего игрока в истории шахмат является магнитом для спонсорских денег. И те топ-игроки, которые не хотят, чтобы Каспарову дали шанс вернуться в ФИДЕ, прекрасно это понимают. В Праге я также предлагал считать Кубок мира, который прошел в Индии, квалификацией для сильнейших игроков, принявших в нем участие. Но и это предложение не было поддержано. Я могу понять позицию Каспарова, который не хотел усложнять ситуацию. Но я не могу понять топ-игроков, которые молчали в Праге, а теперь всячески пытаются дискредитировать ФИДЕ.

- Вы уверены в том, что истинной причиной отказа играть в Триполи ряда сильнейших гроссмейстеров является именно их недовольство привилегиями Каспарова?

- Я в этом не сомневаюсь. В Праге они не хотели говорить об этом прямо, так как боялись, что будут выглядеть в глазах общественности противниками объединения шахматного мира. Теперь они тоже не называют истинных причин своего отказа, перекладывая ответственность на чужие плечи.

ДЕЛИКАТНАЯ ТЕМА

- Однако я могу привести пример и несколько иного рода. Недавно мне позвонил из Нью-Джерси уважаемый гроссмейстер Борис Гулько, бывший чемпион СССР и чемпион США. Он рассказал, что уже купил авиабилет в Триполи, но сдал его после скандального заявления Мухаммеда Каддафи, председателя оргкомитета чемпионата мира и сына главы Ливии Муамара Каддафи, в котором говорится о "сионистских врагах", желающих "просочиться" на территорию арабского государства. По словам Гулько, после этого заявления, дискриминирующего граждан Израиля, он не считает возможным для себя играть в Триполи. Как человека верующего и имеющего израильское гражданство, Бориса Гулько понять можно. В выступлении на упомянутой пресс-конференции в Москве Петра Свидлера прозвучали схожие ноты. В интервью некоторых других игроков тоже содержатся намеки на "израильскую проблему". Что скажете на это?

- Ливия предложила ФИДЕ провести чемпионат мира в Триполи, и, повторяю, на тот момент это было единственное реальное предложение, с необходимыми финансовыми гарантиями. Во время наших переговоров с организаторами было достигнуто соглашение о том, что они должны прислать приглашения всем игрокам без исключения. Так, кстати, записано в наших правилах. Но, к сожалению, в них ничего не говорится о визах для сопровождающих лиц: тренеров, охранников и тому подобное. Ливия четко следовала нашим правилам. Когда в Интернете появилось получившее скандальную известность заявление Мухаммеда Каддафи, мы немедленно запросили пояснения у ливийской стороны. Нам ответили, что такого заявления никогда не было. А было вот что. Мухаммеда Каддафи спросили, направил ли он персональные приглашения игрокам из Израиля, и глава оргкомитета ответил, что он лично никому не направлял таких приглашений. И еще раз подтвердил, что оргкомитет гарантировал всем без исключения игрокам въездные визы в Ливию. ФИДЕ опубликовала соответствующий пресс-релиз по этому поводу. Что, мы должны были отменить чемпионат из-за всяких домыслов, гуляющих в Интернете?! ФИДЕ вела переписку с израильской федерацией, которая интересовалась обеспечением безопасности для своих игроков и въездными визами для сопровождающих их лиц. Более того, шла речь об организации встречи где-нибудь в Европе представителей Израиля и Ливии. Ливийская сторона не собиралась раскрывать свои планы по обеспечению безопасности игроков, и это естественно для спецслужб. Я могу сказать о своей стране. Греция собирается потратить на обеспечение безопасности участников Игр-2004 в Афинах 1 миллиард 200 миллионов долларов. Все спецслужбы мира вовлечены в решение этой проблемы, но никто вам не скажет, как конкретно это будет осуществляться. Потому что секретность во многом является залогом успеха. В итоге израильские шахматисты решили не участвовать в чемпионате мира в Триполи. Они правы, когда говорят, что не могут ехать в Ливию без своих тренеров и других сопровождающих лиц. В наших правилах ничего об этом не сказано. Когда они создавались, мы и не представляли, что может возникнуть такая проблема. На ближайшей Генеральной Ассамблее ФИДЕ этот пункт будет изменен. С другой стороны, я могу понять и ливийскую сторону, которая из соображений безопасности не собирается пускать к себе в страну вооруженную охрану израильских игроков. Это очень деликатная тема, но где вы здесь видите дискриминацию Израиля?

ОБЪЕДИНЕНИЕ СОСТОИТСЯ

- Меня, как и многих, не покидает чувство, что можно было спасти матч Пономарев - Каспаров. Ведь тогда ФИДЕ не потеряла бы драгоценное время и не имела бы всех тех проблем, с которыми столкнулась сейчас. Или, на ваш взгляд, этот матч все-таки был обречен?

- Еще на олимпиаде в Бледе мы предпринимали усилия, чтобы встретиться с Пономаревым, но он всячески избегал этого. Поэтому мы были вынуждены поехать в Вейк-ан-Зее, чтобы во время проходившего там традиционного турнира попытаться объясниться с чемпионом мира ФИДЕ, и угодили под шквал критики в наш адрес за то, что мешаем Руслану играть. Между прочим, те соревнования Пономарев начал неудачно, а после нашей встречи с ним выиграл у Крамника. Может, если бы переговоры продолжились, Пономарев выиграл бы и весь турнир. Ну а если серьезно, то у нас с самого начала сложилось впечатление, что Пономарев не готов играть матч с Каспаровым и всячески избегает его. Если бы была хоть малейшая возможность спасти этот матч, президент ФИДЕ ее обязательно использовал бы. Но по имеющейся у нас информации, когда Пономарев прислал свое последнее очень странное письмо Кирсану Илюмжинову, он целенаправленно вел дело к срыву матча.

- Почему же вы не заменили Пономарева на Иванчука? Ведь, как я знаю, Василий был согласен сыграть с Каспаровым.

- В этом случае Каспаров играл бы не с чемпионом мира ФИДЕ. Поэтому мы решили организовать чемпионат мира в Ливии, чтобы Каспаров встретился с обладателем высшего титула ФИДЕ. Это отвечает идее объединения шахматного мира.

- Вы верите, что оно все же состоится?

- Другого пути у шахматного сообщества нет. На октябрьской генассамблее ФИДЕ мы объявим точные сроки матча Каспарова с победителем чемпионата мира в Триполи. Ориентировочно он состоится в начале будущего года. А в конце его должен состояться объединительный матч.