Газета Спорт-Экспресс № 266 (3353) от 27 ноября 2003 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

27 ноября 2003

27 ноября 2003 | Футбол - Лига чемпионов

ФУТБОЛ

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Групповой турнир. Группа В. 5-й тур

"ЛОКОМОТИВ" - "ДИНАМО" К - 3:2

МАТЧ ЖИЗНИ В "ГРУППЕ СМЕРТИ"

Игорь РАБИНЕР

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА БЕЗ ПОБЕДЫ

Это было еще до московской Олимпиады и ввода советских войск в Афганистан, водка стоила 3.62, а наши прославленные хоккеисты еще не проиграли в Лейк-Плэсиде американским студентам. Боже, в какой же другой жизни это было!

Двадцать семь с лишним лет назад, 31 августа 1976 года, московский "Локомотив" в последний раз до нынешнего вторника победил в официальном матче киевское "Динамо". Из 20 встреч с той поры "Локо" проиграл 16 при четырех ничьих. Да еще и с разностью мячей, от которой болельщику может стать дурно: 9-40. А на ту победную игру 1976-го "Локомотив" вывел на поле с капитанской повязкой центральный полузащитник Юрий Семин.

Сам главный тренер "Локо" помнит только счет - 2:1. В нашем вчерашнем разговоре он даже не выразил уверенности, что вышел в тот день на поле (за него это чуть позже сделали архивы). Ничего удивительного: человеческая память очень избирательна. Тем более для человека, которому не нужно жить воспоминаниями. Ведь та победа не вывела его команду в лидеры "группы смерти" Лиги чемпионов за тур до финиша. Не вознесла - пусть даже на две недели - "Локомотив" не только над киевлянами, но и над отнюдь не тульским "Арсеналом" и совсем не братиславским "Интером". А над самыми настоящими - из Лондона и Милана.

Тот успех 76-го не мог заставить темнокожего южноафриканца Лекхето (попробовал бы тогда кто-нибудь вообще такое себе представить!) после матча даже не говорить, а почти кричать: "Мы выйдем из этой группы, выйдем! Не знаю еще счета в матче "Интер" - "Арсенал", но мы выйдем из нее!"А на замечание, что для попадания в следующую Лигу чемпионов "Локомотиву" необходимо выиграть нынешнюю, вполне серьезно ответить: "В футболе все возможно, и если по-настоящему о чем-то мечтать, это может сбыться. Все эти игроки - из "Реала", "Ювентуса" - такие же люди, как и мы. Надо только слушать тренера и быть до конца преданными друг другу и игре. И тогда, думаю, мы можем если не выиграть Лигу, то достичь полуфинала".

О полуфинале пока думать, конечно, рано. 10 декабря на "Хайбери" локомотивцам придется невероятно тяжело, и уповать на ничью в Киеве, которая автоматически выведет "Локо" в плей-офф, не стоит - таких подарков нам никто никогда не дарил. Но на помощь в Англии им может прийти не только воспоминание, что в 82-м этот лондонский стадион от отчаяния аплодировал русским после того, как "Спартак" Константина Бескова, семинского учителя, закатил его хозяевам пять мячей. Нынешний "Локо" изжил психологию бедного родственника, случайно попавшего на футбольный пир, - вот что намного важнее. Эти люди в матче с любым соперником надеются на собственную игру, а не на шальной шанс. И даже когда нет сил, играют до последнего вздоха. И забивают.

"Во втором тайме каждое подключение к атаке давалось за счет, как принято говорить, морально-волевых, - признался мне после игры Вадим Евсеев. Тот человек, которого до конца дней запомнит Райан Гиггз и на которого, находясь в Египте (!) на матче своей сборной ЮАР, с гордостью смотрел Джейкоб Лекхето (а еще - он слышал, что тот говорил в камеру после игры, и прекрасно все понимал). Тот самый Евсеев, который спустя шесть дней сделал навес на Уинстона Паркса. Навес победы.

НА ИХ РИНКОНА НАШЕЛСЯ НАШ ПАРКС

Спору нет: киевские динамовцы привезли в Черкизово прекрасную команду, которая, вопреки практике своих предшественников с их "выездной моделью", не собиралась приносить игру в жертву результату. На детище Алексея Михайличенко во вторник было любо-дорого смотреть. Будь иначе, Семин никогда бы не сказал, что это был лучший матч в истории новой черкизовской арены. Встреча "Локо" с "Динамо", добавлю, оказалась своего рода "анти-Уэльсом" - по полному отсутствию провокаций и хулиганства на поле.

Характера, евсеевского умения в решающую минуту сыграть через не могу - вот чего, полагаю, киевлянам чуть-чуть не хватило. Потому и не закончился этот матч ничьей, которая выглядела бы, честно говоря, справедливой. Заметьте: и в Милане, и в Лондоне, и в Москве "Динамо" пропустило решающие мячи в последние мгновения матча. Трех таких совпадений не бывает. А потому не на судью Ибаньеса стоит сетовать киевлянам - тем более что, к примеру, английские рефери из ста таких голов засчитывают сто.

Если же возвращаться к справедливости - мы с киевлянами квиты. В Киеве характер игры на протяжении 80 минут был - ничейнее некуда. А потом Диого Ринкон взял и все перевернул. У "Локо" на их Ринкона нашелся свой Паркс. Такой же мощный, темнокожий и вышедший на замену. И имевший в этом матче свой стимул, который после игры он выразил так: "Хочу остаться в этой команде". Если вам хочется найти какое-то объяснение победному голу коста-риканского запасного, эта фраза дает исчерпывающий ответ. Заодно с тем фактом, что в момент воздушной дуэли с Шовковским вратарь попал форварду коленом... чуть пониже спины. Задетый нерв не позволил Парксу продолжить игру - боль была невыносимой. Но главное он уже сделал.

ВЕРНЕТ ЛИ ЛОСЬКОВ КАПИТАНСКУЮ ПОВЯЗКУ?

Каждый матч подобного накала - это целое сплетение сюжетов. Смена капитана "Локо" на самом финише сезона стала едва ли не самым оглушительным из них.

За день до матча мои коллеги ездили в Баковку на пресс-конференцию. Впечатление от встречи с командой у них осталось такое: "Вели себя, как всегда, доброжелательно, но осталось четкое ощущение, что скрывают что-то серьезное".

Об отсутствии Измайлова, впрочем, догадаться было несложно. То, что в Кардиффе он сыграл даже не на сто, а на двести процентов своих отнюдь не былинных сил, видели все. Вот только два раза подряд выпрыгнуть из своей телесной оболочки человек вряд ли способен. Тем более - столь молодой и подверженный травмам.

Врач "Локо" Александр Ярдошвили поясняет: "У Измайлова - воспаление мышцы ноги. Он испытывал боли, жаловался на них, а на матчи такого уровня ответственности должны выходить только полностью здоровые люди. В день игры Марат вышел на утреннюю разминку, попробовал - и понял, что сыграть не сможет".

А вот капитанская повязка на руке Сергея Овчинникова стала сюрпризом для всех.

Тоже ведь отдельный сюжет! Основной вратарь сборной не едет на решающую игру из-за собственной несдержанности, смотрит за тысячи километров на своего сменщика-новичка, зная, что в случае поражения именно он, Овчинников, будет объявлен главным виновником. А чуть позже, словно в компенсацию, становится капитаном своего клуба. И при счете 2:2 вытаскивает от Шацких такой мяч, о котором Евсеев сказал: "Если бы не Овчинников, могло быть не 3:2, а 2:3".

Что же случилось?

Вчера мне об этом рассказал Юрий Семин:

- Лоськов опоздал к началу предматчевого сбора на полсуток. Похоже, у него случился психологический срыв после сборной: несмотря на итоговую победу, он рассчитывал, что будет играть в ответном матче. Да и пребывание на сборах фактически со 2 по 19 ноября дало о себе знать: ему захотелось побыть дома, отдохнуть от футбола лишний день.

Но у нас правила едины для всех. Возвращаясь из сборной, ты должен тут же переключаться на клуб. Тем более, когда речь о Лоськове - капитане команды. Вот и решено было передать капитанскую повязку Овчинникову.

- Тяжело далось вам это решение?

- Конечно. И, думаю, для него оно оказалось более болезненным, чем денежный штраф, который тоже был наложен. Но главное, что Лоськов правильно отреагировал на случившееся. Другой бы мог обидеться, уйти в себя - а Дима не стал делать трагедии и сыграл очень полезно. Может быть, это был и не лучший для него матч, но он доказал, что боец.

- Вы могли вообще не выпустить Лоськова на матч?

- Решение о том, что он будет играть, было принято в день матча. За него высказались и все игроки.

- А когда приняли решение по капитанству?

- Как только Лоськов появился на сборе.

- Кто выйдет с капитанской повязкой 10 декабря на "Хайбери"?

- Решение на этот счет пока не принято.

...Великий хоккейный вратарь Владислав Третьяк ушел из большого спорта после того, как Виктор Тихонов отказался выполнить его просьбу - позволить готовиться к матчам не на базе, а дома. Игрок был уверен в своем профессионализме. Был в нем уверен и тренер. Но знал: такое решение вызовет цепную реакцию. Свободы захотят все, при том что далеко не каждый окажется к ней готов. И что тогда будет с командой?

Времена нынче куда более либеральные, чем в середине 80-х. Но как невозможно изменить законы физики, так же остаются незыблемыми и командные постулаты в спорте. Один из которых гласит: правда тренера выше правды игрока. Лоськова можно было по-человечески понять. Но если бы Семин не принял мер, это могло бы стать первым шагом к хаосу.

Лоськов не забил, хотя шансы у него были. Говорят, дело было еще в простуде и температуре. Впрочем, забей он - это была бы уже не жизнь, а беллетристика. Один "книжный" сюжет - с Евсеевым и Уэльсом - мы залпом прочитали совсем недавно. Два за неделю - это, наверное, уже было бы перебором.

КУБОК ВЫЗОВА

Бригаду "СЭ", освещавшую матч в Кардиффе, после возвращения в Москву на несколько дней сразил какой-то непонятный синдром. Не хотелось ни о чем думать и ничего делать. Не было сил ни радоваться, ни спорить, ни вообще говорить. Желание было одно - спать. И дело не в бессонной ночи после победы в Уэльсе, а в тех эмоциях, которые она даже не отняла - сожрала. Когда несколько дней нервное напряжение зашкаливает за верхний рубеж, после хеппи-энда следует не ликование. Опустошение.

Если так себя чувствовали репортеры, можно представить, что творилось с футболистами.

- Как после Кардиффа могло хватить сил и эмоций на матч с киевлянами? - спрашиваю Вадима Евсеева.

- Мне было о чем думать помимо футбола. Из Кардиффа полетел в Мюнхен к дочке, и в субботу мы с ней, женой и тещей благополучно вернулись в Москву. Где-то 15 декабря, уже после Лондона, на день-два полетим на еще один осмотр - но главное, что все в порядке. А футболом я не пресытился, и мыслей об отпуске у меня нет. Может, потому, что никуда не поеду, проведу все время в Москве с ребенком. Только на Рождество, вероятно, съезжу с женой в Ригу к Овчинникову. В общем, хочу играть. И буду.

Разум в канун вторничной игры подсказывал, однако, что главные наши надежды будут связаны не со "сборниками" кардиффского созыва. Встреча в Черкизове должна была стать матчем неудовлетворенных прежде амбиций.

Амбиций Дмитрия Хохлова, играющего одну из первых скрипок в "Локо", но за успехами сборной вынужденного наблюдать со стороны.

Амбиций Максима Бузникина, когда-то тоже игрока сборной. Миниатюрного форварда, который по своей "фактуре", как принято было считать, не создан для мускулистой Лиги чемпионов.

Амбиций Уинстона Паркса - автора гола в ворота бронзовой сборной Турции на ЧМ-2002, ставшего в "Локо" твердым запасным.

Амбиций, наконец, Сергея Овчинникова - после событий первого матча с Уэльсом.

Хохлов сделал блестящий, "скальпельный" голевой пас Бузникину и вел игру команды. Бузникин забил и заработал пенальти. Паркс выцарапал мяч у Шовковского и стал автором победного мяча. Овчинников парировал мертвый удар Шацких.

Для каждого из них этот матч был своего рода Кубком Вызова. Своего, персонального. И никто не смалодушничал, все этот вызов приняли.

ИЗ МАДРИДА - В ЛОНДОН

Дальше будет еще сложнее. Подумать страшно: уже почти десять месяцев, с середины февраля, "Локомотив" вкалывает на каком-то жутком матчевом конвейере. Прошлой зимой, по самокритичному признанию Семина, он не дал игрокам достаточно отдохнуть. Силы человеческие небеспредельны - а тут еще и декабрь на дворе.

Но декабрь был и в прошлом году. Пусть не в Лондоне, зато в Мадриде. На "Сантьяго Бернабеу". И готовились к той яркой ничьей в той же Марбелье. И был Мнгуни, перед голом обводящий Зидана с еще двумя "королями". И был Обиора, забивающий второй гол и лишенный стараниями англичанина Барбера возможности забить еще один - судья свистнул на пять секунд раньше положенного. В той игре, думаю, и родился сегодняшний "Локо", для которого нет авторитетов.

Нет больше в "Локомотиве" и Мнгуни с Обиорой. Не потому, что пошли "на повышение" - наоборот, оказались не нужны. Вдумайтесь - речь об авторах обоих голов "Реалу" на выезде. Всего лишь год назад. Где сейчас Мнгуни с Обиорой - и где "Локомотив"?

Клуб - по крайней мере уже в европейской футбольной весне 2004 года. Ниже Кубка УЕФА нынешнему "Локо" уже не бывать.

Хорошо звучит, не правда ли? Но будет в тысячу раз слаще, если российская команда, впервые в истории нашего участия в Лиге, все-таки выйдет из "группы смерти". В которой сегодня она идет на первом месте - хотя, заикнись об этом какой-нибудь смельчак-прогнозист месяца два назад, смеялись бы погромче, чем на концерте Жванецкого.

Не забрались бы на эту высоту - никому и в голову не пришло бы посчитать невыход в 1/8 финала трагедией. А теперь - уж извините. В "группе смерти" приказано выжить. Теперь "Локо", как у Сент-Экзюпери, в ответе за тех, кого приручил. За болельщиков, которые поверили.

Удачи ему на "Хайбери". И - всем нам.