Газета Спорт-Экспресс № 248 (3040) от 30 октября 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
ГАНДБОЛ |
Владимир МАКСИМОВ
НУЖНО РАБОТАТЬ. С ОЛИГАРХАМИ - ТОЖЕ
У Максимова множество титулов и, пожалуй, не меньше должностей. Перечислим лишь главные. Он - трехкратный олимпийский чемпион: Игры-76 в Монреале выиграл как спортсмен, а в Барселоне-92 и Сиднее-2000 возглавлял нашу мужскую команду. А еще Максимов - генеральный директор Союза гандболистов России, а также главный тренер мужской сборной и клуба "Чеховские медведи".
Со стороны может показаться, что уж с гандболом-то у нас все в порядке: мужчины чемпионы сиднейских Игр, женщины - чемпионки мира. Но уже в самом начале беседы, состоявшейся в редакции "СЭ", Максимов заявил: "Еще год-два такой жизни - и с гандболом, который принес стране столько медалей, будет покончено!"
ГДЕ НАЙТИ СПОНСОРА?
- Не сгущаете ли вы краски?
- Вовсе нет. Когда-то в гандболе тон задавали московские клубы - МАИ, "Кунцево", ЦСКА. Первым скончался МАИ, за ним последовало "Кунцево", в прошлом году и ЦСКА приказал долго жить. Мы слишком долго жили старым багажом, и это рано или поздно должно было сказаться. Не занимаемся детьми, а это самое главное. Нет и специализированных гандбольных залов. Где же играть и готовить смену?
Я вам один пример приведу - и сразу многое станет ясно. Даже у мужской сборной, которая, между прочим, олимпийский чемпион, нет спонсора.
- Странно. Может, вы слишком много просили? Если не секрет, о какой сумме шла речь?
- О 150 тысячах долларов.
- Но это же мизер. Неужели олигархи пожалели? Чем мотивировали?
- А к кому я могу пойти? К Алекперову? Или к Ходорковскому? Через вторых-третьих лиц я действительно пытался до них достучаться. Увы, не получилось. Но только я вам тоже хочу задать вопрос: а должен ли я к олигархам ходить? Нет. С ними должны встречаться президент Олимпийского комитета и председатель Госкомспорта. Первые лица российского спортивного руководства.
Знаете, чего у нас нет? Государственного подхода к негосударственным деньгам. На самом-то деле обеспечить такой подход вполне реально. Но для этого нужна государственная программа развития спорта.
- Но ведь закон о спорте есть.
- Он действует? Нет. И, к сожалению, я уверен, что действовать не будет.
Через несколько месяцев после олимпийского триумфа в Сиднее наша сборная в том же составе заняла на чемпионате мира шестое место. Тогда много писали, что ей не хватило мотивации. Но мотивация это психологический термин. А есть конкретика: у любого спортивного успеха в наши дни есть две составляющие работа и деньги. Так вот той работы, что мы проделали к чемпионату мира, хватило, а денег - нет.
Раньше мы были непатриотами: у нас была иностранная реклама на груди, и от этого непатриотизма игроки получали определенную компенсацию за потерю своего здоровья. А потом я по дурости от этой рекламы отказался. Подумал, что при стольких золотых железяках на груди у каждого мы вправе надеяться на союз с отечественным производителем. Он нас поддержит деньгами, а мы его - рекламой. Это была моя большая ошибка. Сейчас срочно ищу того, кто на предстоящем чемпионате мира нас все-таки поддержал бы. И уже без разницы, какой это производитель свой или зарубежный.
- Может, нашим олигархам все это получше объяснить?
- Надо объяснять. Рассказывать, что на Западе деньги дают, чтобы стать значимой фигурой в обществе. Спонсора там показывают по телевидению, о нем пишут в газетах, он получает широчайшее паблисити - и иной, более высокий, общественный статус. Если деловому человеку объяснить, что команда, которую он поддержит, будет хорошо выглядеть на европейском и мировом уровне и он с ее - рекламной - помощью быстрее достигнет того, чего хотел, то, конечно, этот деловой человек ответит: "Да, это здорово, согласен".
Только, повторяю, не я должен с бизнесменами общаться. А люди, наделенные высшей спортивной властью. Они - наши полномочные представители.
ХЕТ-ТРИК ТРЕФИЛОВА
- Вы сказали, что совсем нет специализированных гандбольных залов. А как же Тольятти? Ведь именно там базируется женский чемпион России "Лада-Тольятти"?
- Это нам Бог помог. Дело было так. Три года назад, когда в Самаре проходил тур чемпионата страны, меня пригласил к себе первый вице-президент концерна "Лада-Тольятти" Юрий Степанов. В свое время там финны спорткомплекс построили: гандбольная площадка с трансформацией под теннисный корт, бассейн и футбольный манеж. Степанов и говорит: "Вроде бы есть возможности гандбол развивать. Что посоветуете?" Я отвечаю: "Вы, Юрий Борисович, производственник и понимаете, что станки на песке нельзя поставить. Нужен фундамент, платформа. Если хотите, я вам все расскажу". Он выслушал и начал действовать.
Команду решили создать женскую: меньше финансовых затрат в плане зарплаты. А потом я Евгения Трефилова из Майкопа туда передвинул. Он человек проверенный, был у меня вторым, когда мы в Японии чемпионат мира среди мужчин выиграли. Сколько было споров, чтобы ему еще и женскую национальную команду дать! И в прошлом году он хет-трик сделал: с клубом выиграл чемпионат России и еврокубок, а со сборной стал чемпионом мира.
Еще они в Тольятти летнюю базу с нормальным гандбольным залом и гостиницей сделали. Приняли на работу 18 детских тренеров. Девочки уже чемпионками России стали. Если все будет нормально, то выстроится та пирамида от детей к мастерам, о которой мы все время говорим. Вроде бы все просто. Но пока для России этот случай - уникальный.
МЕЧТА О ПРОГРАММЕ
- Есть ли другие гандбольные центры в России?
- Вот в том-то и катастрофа. После Солт-Лейк-Сити все узнали, как у нас плохо с базами. По всем видам. Но где хоть одно постановление о строительстве новых баз, кто покажет?
Я несколько раз задавал этот вопрос Валентине Матвиенко. Она женщина активная, но даже ей, вице-премьеру, не удалось ничего добиться. Где у нас программа развития спорта в стране? Ее нет ни у Госкомспорта, ни у Олимпийского комитета. Вот сейчас говорят о стипендиях для членов сборных команд страны - по 500 долларов. Но ведь со спортивной точки зрения это, уж простите, не деньги! У меня игрок уезжает за границу, где будет получать 7 тысяч! И рычагов его оставить нет никаких! Кстати, и мне самому японцы после Олимпийских игр предлагали 25 тысяч в месяц. Есть разница?
Пока не будет работать государственная программа развития спорта, о которой мы с вами уже говорили, не будет и результатов. Сегодня нет основ для профессиональной работы. Почему бы не сделать, например, так: все виды спорта раздать столпам экономики, то есть тем же олигархам. И заключить контракты - через Госкомспорт и Олимпийский комитет.
Я, допустим, нахожусь на ставке Сбербанка - 5 - 7 тысяч долларов в месяц. Но получаю лишь тысячу, чтобы нормально жить. То же самое касается игроков. А в контракте есть пункт, что я обязуюсь на чемпионате России занять первое место, выйти с клубом в Евролигу, а сборная должна быть в тройке на всех турнирах. К концу года у меня скопилось, скажем, 50 тысяч. Но я не выиграл что-то - и у меня из этой суммы вычитают. Если все проиграл, вообще могу ничего не получить, деньги так и останутся у хозяина. Это самый простой вариант. И на Западе, кстати, так делают.
ДЕТИ - ЭТО СВЯТОЕ
- Раньше вы возглавляли ЦСКА, но затем ушли под крыло Бориса Громова и создали команду "Чеховские медведи". Сыграло ли свою роль то, что губернатор Московской области когда-то сам играл в гандбол?
- Сыграло конечно. У меня, когда я к Громову пришел, ситуация была аховая: люди уезжали. И я стал искать варианты. Был выход на Николая Аксененко, он тогда руководил МПС, но там альянс не сложился. Лишь после этого состоялась встреча с Громовым.
Я объяснил, что мне нужен гандбольный зал и зал для ДЮСШ - без этого бессмысленно работать. Начинать всегда надо с детей. Все те, кто сегодня с золотыми медалями на груди ходит, начали детьми работать - в 78-м году.
- Центр в Чехове, которому нет аналогов не то что в России, но и в Европе, обещали построить к концу этого года. Реально?
- Так, надеюсь, и будет. Две гандбольные площадки, зал для детей. Это святое, детвора должна все время работать. Будет бассейн, пара саун и тренажерных залов, будет училище олимпийского резерва, чтобы талантливых ребят со всего Подмосковья в одно место собрать. А еще, объяснял я строителям, здесь же должна быть гостиница, чтобы как-то поправить дела клуба. На сдаче зала в аренду много денег не заработаешь. А на гостинице и питании деньги получить реально. Только не ломить за это цену.
А почему бы маленькую сценку в зале не сделать? В субботу-воскресенье, когда тренировок нет, концерт для жителей организовать, денег заработать. Вот и можно будет сводить концы с концами.
ПУНКТ В КОНТРАКТЕ
- Последние 10 лет за все высшие награды в мужском гандболе боролись сборные России и Швеции. Но после сиднейского финала наши пути разошлись. Мы оказались шестыми на чемпионате мира и пятыми на Европе. А шведы - вторыми и первыми. Почему? Стали слабее?
- Тут свои хитрости. Олимпиаду в Сеуле помните? Там наша пара арбитров судила немцев, скажем так, по всей строгости. А корейцев - в рамках правил, но чуть иначе, и они вышли в финал, где встретились с нами. Проблема в том, что сейчас у нас утрачены судейские позиции на мировой арене. Напрочь! Поэтому впервые на чемпионате России хочу провести международный судейский семинар, где две наши пары получат международную категорию.
- А нет идеи пригласить зарубежных арбитров посудить российский чемпионат?
- Желание-то, может, и есть, а вот возможностей... Для этого надо иметь средства.
- Шли разговоры о возвращении наших звезд - Лаврова, Тучкина в Россию. Почему не приехали?
- Им не сегодня-завтра сходить и надо начинать работать. Я им предлагал достаточно хорошие деньги. Но все дело в том, что у меня есть один пункт специфический в контрактах, которые предлагаю. Первый раз выпил - свободен от месячной зарплаты. Еще раз - три месяца отдыхаешь. Третий раз выпил - годовой премии и полугодовой зарплаты как не бывало. Может, этот пункт им не понравился?
- А вы сами любите выпить?
- Люблю. Шампанское. Но вынужден отказываться, потому что работать надо. Вот у меня недавно день рождения был. Но утром тренировка и вечером тоже. Выпьешь тут?
А что касается легионеров, то, конечно, для них риск большой сюда возвращаться. Пока на Западе - они социально более защищены. У Лаврова клуб распался, так он год будет получать половину своей приличной зарплаты, нигде не работая. Вполне можно жить.
УЕХАТЬ - ЗНАЧИТ, ПРЕДАТЬ
- Вот вы сказали, что вам японцы предлагали 25 тысяч в месяц. Почему же не уехали?
- Иногда хочется бросить и уехать. Мне и дома объясняют: мол, давай, подпиши с кем-нибудь контракт хотя бы на 2 - 3 года. Но... За мной стоят люди, которые в меня верят, которые, по сути, доверили мне свою судьбу. Как ни громко это звучит, но уехать в такой ситуации - предательство.
- Вы в гандболе один такой?
- Какой такой - чокнутый? Думаю, и другие есть. Поэтому гандбол все-таки еще жив.
- В отличие от этих других вы еще все время выигрываете.
- Это по привычке.
- Почему наши гандболисты - олимпийские чемпионы, а футболисты ничего выиграть не могут?
- Работа, только работа все определяет. Я одному футбольному деятелю как-то задал похожий вопрос: "Почему у вас все есть - деньги, условия, а результата максимального вы не получаете?" Он в ответ рассказал мне историю, как футбольный клуб пригласил тренера и дал ему в качестве подъемных 70 тысяч долларов. Представляете, он еще не работал, а уже такую сумму получил! А прошло какое-то время, этот тренер собрал вещи - со словами: мол, не получилось.
Сам он все получил, а у него, видите ли, не получилось. И это в футболе, насколько понимаю, в порядке вещей. Знаете, что на самом деле отличает тренера-профессионала от любителя? Не количество денег, а уровень работы. А у нас сплошь и рядом - количество денег. В том-то и беда.
Елена РЕРИХ
P.S. Через несколько дней после этой встречи в редакции "СЭ" стало известно, что создан Совет при Президенте РФ по физической культуре и спорту в составе 39 человек, куда вошел и Владимир Максимов.