Газета Спорт-Экспресс № 248 (3040) от 30 октября 2002 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 6

30 октября 2002

30 октября 2002 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

НИЧЕГО НОВОГО НЕ ПРИДУМАНО

ФОРМУЛА-1 С Сергеем ЗЛОБИМЫМ

Первый российский пилот "Больших призов" в минувший уик-энд был участником традиционных Дней "Минарди" в Имоле. Однако наш разговор начался с революционных решений, принятых позавчера в Лондоне на совещании FIA's Formula One Commission, о которых "СЭ" сообщил накануне.

- Реально ли провести квалификацию фактически лишь двумя быстрыми кругами за пятницу и субботу?

- В принципе ничего нового не придумано: круг разгона, летучий круг, заезд в боксы. Да еще и никто на трассе не мешает. А потом есть ведь такое понятие, как "форс-мажор". Не думаю, что, если кто-то по техническим причинам не покажет нормальный результат, его лишат возможности стартовать в "Гран-при". К тому же квалификация решает далеко не все. Победитель определяется не в ней, а в гонке. А она большая - 300 км.

- И сколько раз мы наблюдали, как гонщики выбирались из глубокого арьергарда на призовое место...

- Разве такие прорывы не добавляют интереса происходящему на трассе! Скажу о себе: если почему-либо я стартую с последнего ряда, то гонка для меня получается особенно захватывающей - в таких условиях обычно поднимаюсь минимум мест на 10. Вообще люблю соревноваться, когда изначально была какая-то проблема и ее надо преодолеть. Думаю, все настоящие бойцы чувствуют то же самое, и поэтому чемпионат по новой системе будет интереснее и для зрителей, и для журналистов.

- А для гонщиков?

- Это как раз не столь важно - мы ездим для публики. Кстати, "Минарди" выходила с предложением выпускать на квалификацию по 3 машины с 3 разными пилотами от каждой команды. Те двое, которые покажут лучшие результаты, и стартовали бы в "Гран-при". Таким образом, была бы создана еще и конкуренция внутри самих команд.

- Давайте вернемся к зрителям. В минувшие выходные "Минарди" устроила для них в Имоле настоящий праздник.

- Да, были заезды двухместных болидов и боевых машин, демонстрация работы механиков на пит-стопах, своеобразный смотр автомобилей "Минарди", начиная с модели 1948 года и кончая сегодняшней.

- Наверное, больше всего понравилось катание на двухместных болидах?

- Их было 4. Сам Пол Стоддарт, хозяин команды, принимал участие в этих заездах. Правда, машину разбил...

- Он ведь не молодой уже человек, да и гонщицкого опыта у него не так уж много. Как он решается садиться за руль "Формулы-1"?

- На самом деле Стоддарт прекрасно ездит. Естественно, в "Гран-при" он принять участие не может - не из-за возраста, а из-за физических кондиций, но он ведь раньше выступал и в "Формуле-3", и в "Формуле-3000", так что имеет прекрасное представление о гоночных машинах и о том, как ими управлять. К тому же двухместная машина едет помедленнее одноместной примерно секунд на 13 - 15 с круга. А еще пилот должен учитывать, что у него за спиной пассажир, и не развивать предельные скорости.

- Думаю, что для пассажира эти 15 секунд на круге незаметны - скорость-то все равно большая.

- Я на двухместной никогда не ездил. Знаю только, что если на боевой машине снизить скорость так, чтобы проигрывать себе 15 секунд, то это будет прогулочный темп.

- Но вы же пилот, а не обычный человек...

- И уже забыл свои первые ощущения. Да и к "Формуле-1" я шел постепенно. Сначала мне и "Формула-1600" казалась очень быстрой, а перегрузки - чудовищными.

- Расскажите еще что-нибудь о Днях "Минарди".

- На двухместных машинах ездили Алекс Юнг, Маттео Бобби, Джорджо Пантано и Стоддарт. На боевой - только я. А Стоддарт на боевой имитировал пит-стопы. Потом было, наверное, самое интересное: всем желающим из числа зрителей предложили занять места механиков и поменять колеса. Никто быстрее, чем за минуту, с этим не справился! А ведь во время гонки, когда смена резины и дозаправка проводятся примерно за 9 секунд, публика порой недовольно ворчит: мол, чего так копаются!

- Обслуживание машин в боксах во время гонки - это в некотором роде цирк, а цирковые номера простым смертным не под силу.

- Естественно. И все смогли убедиться в том, что даже смена резины требует долгих тренировок. Да что там зрители! Я тоже думал, что в этом нет ничего сложного - сам-то никогда колеса не менял. А тут увидел, как все непросто.

- Как вам трасса в Имоле?

- Я там был впервые и поэтому особо не разгонялся. Пытался несколько раз ускориться, но по радио получал указания не спешить.

- Да, Имола - трасса с характером, она и скинуть может.

- Вообще-то я проехал недостаточно много кругов, чтобы получить об автодроме полное представление. Но с первого взгляда ясно, что это сложная и любопытная трасса. К тому же ехал я, что называется, "с листа", то есть без предварительного ознакомления. Это ведь было шоу, а не работа, так что немного поездил, а потом отвечал на вопросы журналистов.

- О чем спрашивали?

- О том, не выйду ли я на старт "Гран-при" уже в следующем году: мол, вся Италия этого хочет. Отвечал, что нужна суперлицензия, а ускорить процесс ее получения не в моих силах. Так что будущее в некотором роде зависит уже не от меня.

- Значит, к вашей судьбе там не равнодушны?

- Наверное. Был один довольно забавный момент. Журнал мне дали посмотреть, "Формула-1" называется, так там про меня целый разворот. И главное, на обложке Физикелла, Баррикелло и... Злобин! Зазнался сразу же (смеется).

Лина ХОЛИНА