Газета Спорт-Экспресс № 248 (3040) от 30 октября 2002 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

30 октября 2002

30 октября 2002 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

ЛУЧШИЕ В ОКТЯБРЕ ПО ОЦЕНКАМ "СЭ"

Элвер РАХИМИЧ

КОГДА ВСЕ ГОВОРИЛИ, ЧТО ЧЕМПИОНОМ БУДЕТ "ЛОКОМОТИВ",
МЫ ДУМАЛИ - ЕЩЕ ПОСМОТРИМ

ДОСЬЕ "СЭ"

Родился 4 апреля 1976 года.

Полузащитник. 191 см, 80 кг.

Выступал за команды "Славен" (Босния), "Босна" (Босния), "Фактор" (Словения), "Шталь" (Австрия), "Анжи", ЦСКА.

В чемпионатах России - 82 игры, 5 голов.

КАЖДАЯ НОГА - МИЛЛИОН

За давностью знакомства растворилось первое потрясение от игры Рахимича. Выветрилось. А потрясение - оно в самом деле было. Не выдумываю.

Было это года три с лишним назад. Тогда первые намеки на выход "Анжи" в высшую лигу Москва напрямую связывала именно с югославами. Так их и называли - "югославы". Не разбирая, кто там серб, а кто босниец.

И другое тоже говорили - набрали, дескать, "некоторые команды" средних югославов...

Оставалось только ехать и смотреть самому. А тут и матч в Махачкале подвернулся как раз под командировку - кубковый. "Анжи" против лужниковского "Торпедо".

Что тогда творил Рахимич не описать. Напоминал Онопко в лучшие годы. Вроде не атлет, телосложения парень умеренного - но почему-то от плеч его соперники отлетали. Будто железный этот Элвер.

Тем же вечером расскажут дагестанские коллеги, что и прозвище Элверу справили подобающее - Ван Дамм. О чем самому Рахимичу лучше не говорить - думает, что издеваются.

Конечно, корреспондент ваш тут же рослого боснийца расспрашивать принялся - почему Ван Дамм? И - никакого раздражения. Только посмеялся:

- С Нальчиком играли. Выхожу один на один с вратарем, защитник сзади косит - судья молчит. Вообще судейство ваше - это что-то... Оглядываюсь, вижу, что оборонец этот не только меня срубить ухитрился, но и собственного вратаря. Я-то синяком отделался, а кипера их с поля на носилочках унесли. Так меня после этого еще и Ван Даммом прозвали! Справедливо, да?

Качает головой. Несправедливо.

Как, впрочем, несправедливо и другое - что не раскрылся Рахимич в австрийском чемпионате. Не заиграл в Линце - и уступили его австрийцы "Анжи" за 300 тысяч марок.

Сколько стоит нынче Рахимич - догадайтесь сами.

Мог он, впрочем, до России не доехать вовсе. Когда по совету другого "югослава", македонца Лазо Липоски, приложил линеечку к карте и - понял.

Понял, где Дагестан и где Чечня. Собрал было чемоданы, но тот же Липоски и уговорил тормознуть. Не горячиться. Чемоданы распаковывали вместе.

Гаджиев мог отправить Рахимича из команды по доброй воле. Сам, посмеиваясь, рассказывал как-то: "Мне Сальков с селекционными вопросами помогал. На что уж у Максимыча нюх на игроков уникальный, а Рахимича посмотрел и говорит - не то. Лучше отказаться. Я отставил - и угадал..."

Еще одну фразу Гаджиева цитировала когда-то вся Махачкала - "у нашего Элвера каждая нога стоит миллион долларов". Тогда это было похоже на шутку склонного к афоризмам тренера.

Сегодня понятно - так и есть. Приблизительно.

Рахимича звал "Спартак". Не мог не позвать - жива в Романцеве ностальгия по Онопко. Из Мирослава Ромащенко второго Онопко не вышло - зато могло получиться с Рахимичем.

Представляю тогдашнее спартаковское удивление, когда... Рахимич отказался. Не захотел в "Спартак". Не захотел в Лигу чемпионов. О чем тогдашний президент "Анжи" Магомед-Султан Магомедов с гордостью рассказывал: "Мы Рахимичу уже квартиру новую сняли в центре Махачкалы. Остается у нас...".

"Спартак" решил было, что в деньгах загвоздка, звонил в клуб, - но каждый из многочисленных директоров "Анжи" цену называл, словно по уговору, на миллион больше. "Спартак" отвечал короткими гудками.

Тем межсезоньем телефон и у Рахимича раскалился. Он только смеялся в разговоре со мной: "Неужели я стал таким классным футболистом?"

Зато от следующего столичного предложения Элвер отказываться не стал. И переехал в ЦСКА. Где, мне кажется, играет лучше, чем когда-то в "Анжи"...

ПЕРВАЯ ЛИГА - СТРАШНЫЙ ТУРНИР

- Сегодня вы, наверное, абсолютно не жалеете, что отказались когда-то от предложения перейти в "Спартак"?

- Это точно. Никакого сожаления.

- Экс-капитан "Анжи" Нарвик Сирхаев, знаю, советовался с Гаджиевым: ЦСКА выбрать или "Локомотив"? Гаджи Муслимович сформулировал так: "Уходи в "Локомотив", твоя команда"...

- ... А вот я ни с кем не советовался, когда в ЦСКА звали. Сам все решил - да, надо идти. Да и по игре казалось, что смогу вписаться. Так, наверное, и вышло?

- Похоже на то.

- А что касается Сирхаева мы с Нарвиком и сейчас общаемся. Держим связь. Очень обидно, что так его здоровье накануне еврокубков подвело, эта операция.

- Борис Игнатьев свои два года работы в первой российской лиге вспоминает с ужасом. Как кошмарный сон. У вас воспоминания такие же?

- Приблизительно. Было безумно тяжело. Эти перелеты, плохие гостиницы... Тогда мы играли два матча на выезде и два дома, - финальный свисток судьи, быстро в самолет и дальше. Еще город, где обязательно надо выигрывать. А как восстанавливаться? Сложно! Да и в высшей лиге, когда вышли мы с "Анжи", не намного легче было. Пауза в чемпионате, ребят по домам дня на три распускают - а нам с Ранджеловичем что делать? Сидим на базе. Махачкала - не Москва, хоть и много друзей у меня в Дагестане появилось...

Помню, как год спустя полулежал Рахимич в кресле после победы над "Локомотивом". На разговор сил не оставалось лишь на короткое: "Это правда, что обыграли очень сильную команду?". Кивал я в ответ. Да. Очень сильную. Рахимич смотрел благодарно. "Очень сильных" он до той поры не обыгрывал.

- Скучаете по Дагестану?

- Конечно, скучаю. И по Дагестану, и по морю, и по ребятам из той нашей команды. На Кавказе любят футболистов, это точно.

- Еще, наверное, вспоминаете ресторан "Кавказ" в нескольких метрах неподалеку от базы "Анжи".

- Шашлычную-то эту? Да, и я вспоминаю, и Ранджелович. Туда и ходили вечерами, когда делать нечего было. И в ресторан "Жемчужина" после игры - это почти традиция... Когда у команды все получается и когда вся команда объединена целью, как в те годы в "Анжи", - рождаются хорошие традиции.

- Сейчас за "Анжи", чужой командой, следите?

- Как не следить? Слежу, конечно. Переживаю. Мне очень тяжело за эту команду, и безумно жалко, что она стоит на вылет. Я два с половиной года жизни отдал этому клубу - как можно не переживать? Причем не то страшно, что вылетают. Вернуться будет сложно - вот это страшно. Я первую лигу прошел, знаю, что говорю. Страшный турнир.

МНЕ ЕСТЬ ЗА ЧТО БЛАГОДАРИТЬ ГАЗЗАЕВА

- А почему у друга вашего Ранджеловича в ЦСКА не заладилось?

- Вот это для меня вопрос тяжелый... Когда ЦСКА Садырин тренировал - Предраг играл хорошо. Забивал. Потом почему-то сник, Газзаев считал, что другие нападающие сильнее. Как я могу комментировать решение своего тренера? Мы с Ранджеловичем и сейчас каждый день созваниваемся. В "Зените" у него, к счастью, ситуация выправляется. С новым тренером начал играть - уже хорошо.

- Каждый тренер уникален по-своему. Как вам Газзаев?

- Эмоциональный! Совсем другой - по сравнению с Гаджиевым, например. Таких эмоциональных тренеров я еще не встречал.

- Энергия - она передается?

- Как я понял в этом сезоне передается. Совершенно точно. Это все, наверное, видят по игре нынешнего ЦСКА. Мы очень радовались за Валерия Георгиевича, когда его назначили тренером сборной. Поздравляли от души. Благодаря Газзаеву сыграли в этом сезоне потрясающие матчи - которые я, например, буду помнить еще очень долго. Как "Спартак" 3:0 обыгрывали. Как здорово сыграли в финале Кубка. Мне есть за что быть благодарным Газзаеву.

- А сборная Боснии - как она без вас?

- Разве по результатам не видно? Ни у кого выиграть не могут, ни у кого вообще! Самое интересное - никто из нашей федерации не хочет приехать в Россию и посмотреть, как здесь играют боснийцы. Только разговоры: "Приедем, приедем". Кажется, люди не заинтересованы, чтобы мы играли за сборную.

- А нужна она вам, эта сборная?

- Большой вопрос, кстати. Вы представляете, как добираться до Боснии? Самолетом до Белграда, а уже оттуда семь-восемь часов на машине до Сараева. Тяжело...

Прекрасно помню, как за несколько туров до конца чемпионата-95 вредный репортер выспрашивал у капитана лидировавшей "Алании" Инала Джиоева - какое место планируете занять? Инал съехидничал в ответ: "Рассчитываем не вылететь из высшей лиги". А Валерий Газзаев репортерам ответил совсем эксклюзивно - запретил игрокам до конца сезона общаться с прессой. Вообще.

Все это я помню. Оттого к теме распределения мест подошел аккуратно.

- Когда газеты говорили, что чемпионом будет "Локомотив", как игроки ЦСКА реагировали?

- Читали. Слушали. И думали про себя - это мы еще посмотрим. Ждать недолго осталось, 17 ноября все узнаем. Скажу только, что мы верим в себя. Я с самого начала сезона не сомневался, что ЦСКА может выиграть чемпионат.

МОСКВА - ГОРОД СЛАВНЫЙ. НО ДОМА ЛУЧШЕ

- Как с жильем у вас, кстати?

- На Хорошевское шоссе с прежней квартиры переехал, только-только ремонт закончил.

- Один из игроков ЦСКА, ваш сосед, жаловался, что у Рахимича целыми днями молотки стучат.

- Жаловался, да? Тогда тоже пожалуюсь, можно? Я-то свой ремонт закончил, а все соседи вокруг, кажется, только начинают. Со всех сторон грохот.

- Жена в Москве освоилась?

- Более или менее. Она больше дома сидит, ребенок совсем маленький. Анар назвали - это боснийское имя. Которое, к слову, еще чуть-чуть дагестанское.

- Когда-то вы мне говорили, что однажды обязательно вернетесь жить в Боснию. Ничего не изменилось?

- Абсолютно ничего. Буду жить только в Боснии. Дом там.

- Неужели в Москву не влюбились?

- Город славный, мне нравится. Но дома лучше.

- По Москве на чем передвигаетесь?

- Машины своей нет, приходится ездить на такси.

- Родственники, про теракт в Москве узнав, не советуют перебираться в Европу?

- Звонят часто. Переживают. Но такого - уезжай из Москвы - ни от кого не слышал. Что касается меня - я Кавказ прошел, а он от всякого страха отучает.

УЗНАВАЕМЫЙ. УВАЖАЕМЫЙ

- Недавнее поражение ЦСКА от "Пармы" - это очень больно?

- Еще как больно. Когда на последней минуте пропускаешь все решивший гол - поверить невозможно, что проиграл. Восстанавливаться психологически тяжело.

- А не потому ли вы проиграли, что изменили себе - отошли назад во втором тайме?

- Наверное, потому. Главное - понять, что виноваты мы сами. Может, потому что отошли к своим воротам. А может, рано подумали - все, проходим дальше.

- То, что вы по оценкам "СЭ" стали игроком месяца, - событие?

- Для меня - большое. Хотя по совести скажу - в каждой игре стараюсь выкладываться на сто процентов. Стараюсь не поддерживать уровень, а постоянно расти. В чем-то прибавлять. Так себя приучил. Если игрока ЦСКА называют лучшим в этом месяце - это скорее заслуга всей команды. Вы со мной согласны?

Конечно, я согласился. И вспомнил другой эпизод - как разговаривали на загородной базе самарских "Крылышек" с югославом Огненом Лакичем.

Он, в первом же своем матче забивший два гола "Алании" и моментально угодивший на первую полосу газеты, морщил лоб. Мучительно выбирал хоть одну знакомую фамилию из списка соотечественников, перебравшихся в Россию. Так и не вспомнил. Оживился лишь, когда услышал от меня "Рахимич":

- Знали в Югославии Рахимича. Сильно играл. Не сказать, что великий футболист, но... Как это по-русски?

- Популярный.

- Не-е-т, популярные - это начиная с Миятовича. Рахимич - известный. Узнаваемый. Уважаемый. Правильно я сказал?

Правильно. Тогда Рахимич и был "узнаваемым". Сегодня он почти звезда. Написал я пару лет назад, что сыграл Элвер лучше Смертина. В каком-то матче. В каком-то эпизоде. Так при встрече на восторг натолкнулся: "Это вы серьезно? Не пошутили? Всем в Боснии эту заметку покажу!"...

Про ту же Австрию, где играл Элвер до "Анжи", отзывался он категорично: "Не моя команда".

ЦСКА - его команда. Иначе не стал бы он по оценкам газетных экспертов игроком месяца. Когда команда чужая - лучшими не становятся.

Юрий ГОЛЫШАК