Газета Спорт-Экспресс № 221 (3013) от 28 сентября 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
ХОККЕЙ |
ТАРАСОВ - БОБРОВ |
СПОР ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ
Сегодня на канале НТВ в 17.05 состоится премьера документального фильма "Анатолий Тарасов и Всеволод Бобров. Великое противостояние"
Создание фильма, посвященного двум легендам отечественного спорта - Анатолию Тарасову и Всеволоду Боброву, - это, безусловно, событие. А потому накануне премьеры было интересно встретиться с продюсером и сорежиссером ленты Валерием Савиным.
- Расскажите прежде всего о тех, с кем вы встречались и кто помогал вам раскрывать тайну взаимоотношений этих двух гигантских личностей?
- Если начать с Боброва, то, естественно, мы беседовали с его женой Еленой Николаевной и братом Борисом, который едва не умер в блокадном Ленинграде и которого родители Всеволода Михайловича спасли и усыновили. "Переезжай от родителей ко мне на площадь Коммуны" (ныне Суворовская площадь. - Прим.Л.Т.), - предложил Борису Всеволод, уже знаменитый хоккеист и футболист. И добавил: "У меня все-таки паек - все полегче будет". Кстати, по признанию Бориса, фамилию Бобров ему помогал получить именно Всеволод - при непосредственном участии Василия Сталина.
Ни для кого не секрет, что у Боброва было чрезвычайно много поклонниц. Любовь Григорьевна Дмитриевская - в их числе. Как-то раз она даже поспорила с подругами, что рано или поздно станет Бобровой. "Да он такой недосягаемый, что это невозможно", - услышала в ответ. В итоге Дмитриевская все-таки стала Бобровой - правда, выйдя замуж за старшего брата Севы, Владимира.
- Ну а сам Бобров предпочел звезду оперетты Санину...
- ... которая, несмотря на замужество, продолжала вести богемный, а порой и легкомысленный образ жизни. И вот однажды, как рассказывает Дмитриевская, Всеволоду позвонили: "Ваша жена отправилась с мужчиной в Серебряный Бор". Бобров помчался туда, не зная адреса. На улице его узнали и показали дом, в который вошли какой-то незнакомец и солистка оперетты Санина. Дверь закрыта. Бобров разбивает окно. Любовник бросает в него хрустальную вазу, рассекает ему лоб (шрам остался на всю жизнь) и бегом из дома. Но от Боброва не убежишь...
- А почему все-таки Бобров не полетел с командой ВВС в Свердловск? С командой, которой суждено было погибнуть...
- По словам Бориса, его брат попросил завести будильник на шесть утра, но пришел поздно и заснул богатырским сном. В итоге его разбудил телефонный звонок администратора команды. На самолет они опоздали и помчались в Свердловск на поезде. Как известно, в потерпевшем крушение авиалайнере находился и брат Анатолия Тарасова - Юрий.
- Это все свидетельства родственников Боброва. А кто рассказывает о нем в фильме из мира хоккея?
- Борис Майоров, Вячеслав Старшинов, Александр Якушев и Владимир Шадрин игроки "Спартака", которые под руководством Всеволода Михайловича в 1967 году завоевали золото чемпионата страны, опередив тарасовский ЦСКА. Мы беседовали еще и с Виктором Зингером, диалог с которым решили сохранить для ленты о вратарях "Коноваленко, Третьяк и другие..."
- Ну а кто характеризует Тарасова?
- Его жена Нина Григорьевна, дочери Галина и Татьяна, друг Тарасова Александр Гомельский...
- Что ж, Александр Яковлевич замечательный рассказчик.
- И мы в этом лишний раз убедились. Вот только один эпизод. Сборная Боброва выигрывает чемпионат мира. Гомельский встречает Всеволода Михайловича, обнимает его и от души поздравляет с победой. "Какой же ты мне друг, если целуешься с моими врагами?!" - возмущается Тарасов во время ближайшей встречи с Гомельским. Но тот, как всегда, за словом в карман не лезет: "Толя, я тебе твоих врагов не презентую. А Севка мне такой же друг, как и ты".
- Анатолий Владимирович, на мой взгляд, был человеком эмоциональным и в какой-то мере даже непредсказуемым.
- Абсолютно точно. Представляете, однажды после спектакля в "Современнике" Татьяна Тарасова вместе с Мариной Нееловой приехали на дачу, где их ждал Анатолий Владимирович, который тут же начал накрывать на стол. А в ходе позднего ужина спросил у Нееловой: "А почему бы вам Зою Космодемьянскую не сыграть?" Дочь и подруга в один голос стали объяснять гостеприимному хозяину, что это тема не сегодняшнего дня. Тарасов мгновенно вскипел, обвинил девушек в отсутствии патриотизма, обозвал антисоветчицами и приказал "выметаться из моего дома!". Между прочим, происходило это глубокой ночью. Правда, Тарасов знал, что гости прибыли к нему на машине.
Кстати, он искренне верил, что наша страна выбрала единственно правильный путь. И вдруг после денежной реформы в начале 90-х Татьяна сообщает отцу, что на его сбережения не только "Волгу" нельзя купить, но и колесо к ней. И тогда, вспоминает дочь, он задумчиво пошел по саду, опираясь на палочку. Возможно, в этот момент у Тарасова впервые зародились сомнения в совершенстве строя, позволяющего обманывать столь преданных стране граждан.
- Легко догадаться, что воспоминания родных и близких Тарасова дополняются рассказами хоккеистов легендарного ЦСКА.
- Да, Борисом Михайловым, Владимиром Петровым, Владиславом Третьяком, Евгением Мишаковым...
- Удалось ли вам установить с помощью непосредственных свидетелей, когда и почему между Тарасовым и Бобровым пробежала черная кошка и их отношения по существу навсегда прервались?
- Удалось. Но только в определенной степени. Они же начинали играть вместе в одной тройке с Виктором Шуваловым. И в первом чемпионате СССР по хоккею Тарасов забросил 14 шайб, показав лучший результат среди снайперов. При этом Тарасов был играющим тренером, а Бобров позволял себе вмешиваться в тренерский процесс. Быть может, именно по этой причине их пути вскоре разошлись. Причем шаг в сторону сделал Тарасов.
К слову, Василий Сталин, как рассказывала старшая дочь Анатолия Владимировича Галина, "очень хорошо относился к папе". Он даже выделил Тарасову свой самолет для поездки к родственникам в Тульскую область, куда "папа захватил с собой поросенка". Но истинным кумиром Сталина-младшего был, конечно же, Бобров.
Всю жизнь, как я теперь понимаю, великий тренер Тарасов и великий игрок Бобров состязались друг с другом, так и не найдя компромисса в личных отношениях. Кто выиграл этот поединок - пусть решит для себя каждый телезритель после фильма.
... Итак, по мнению Валерия Савина, Тарасов был великим за кромкой спортивной площадки, а Бобров - на ней. Я же придерживаюсь иной точки зрения. Мне кажется, что Всеволод Михайлович как специалист хоккея не уступал Тарасову, но целиком и полностью погрузиться в него не мог, поскольку периодически переключался на футбол. Именно об этом я говорю Владимиру Федотову, который бок о бок работал и с тем, и другим и хорошо знал обоих.
- Нет, все-таки Бобров был тренером не такого масштаба, как Тарасов, - уверяет меня Федотов. - Дело в том, что Анатолий Владимирович посвятил спорту всю свою жизнь, тогда как Всеволод Михайлович видел в жизни немало других прелестей и не хотел себе в них отказывать. Тарасов был Педагог с большой буквы. Говорят, он, подобно актеру, репетировал свои монологи у зеркала. Впрочем, с его мимикой и жестикуляцией достаточно было одного взгляда, чтобы всем все стало ясно. Он постоянно что-то придумывал и изобретал. И результаты своих открытий и экспериментов не уставал заносить в тетрадь. Тарасову не хватало 24 часов в сутки, и потому на заре он уже был на ногах. Вот только до сих пор не понимаю: как в одном человеке уживались два несовместимых качества - жестокость и добродушие. Причем перевоплощение происходило в доли секунды.
- Ну а каким вам представляется Бобров?
- Бесспорно, необыкновенно талантливым игроком. Будь то русский или канадский хоккей или же футбол. Бобров обладал редчайшим голевым чутьем. Помните исторический футбольный матч армейцев с динамовцами, когда мяч от штанги отскочил не к кому-нибудь, а именно к Боброву, и тот добил его в сетку? Случайность? Ничего подобного! Представляете, много лет спустя на занятиях футбольного ЦСКА, у руля которого стоял Бобров, тренер играл вместе с нами. И всякий раз после немыслимых рикошетов мяч попадал в него - и влетал в маленькие хоккейные ворота. И все потому, что в выборе позиции даже среди нас, молодых действующих игроков, не было ему равных. А на льду, в коробке, если Бобров перекладывал клюшку в правую руку, то уже никто к нему подступиться не мог - так он шайбу корпусом прикрывал. Когда же к центрфорварду подскакивал кто-то с противоположной стороны, то Бобров брал клюшку в левую руку, которой также мастерски управлял шайбой.
- А представляете, каким замечательным мог бы получиться тренерский дуэт: Тарасов - Бобров!
- Да не могло быть такого дуэта! Они ведь на дух не переносили друг друга - по-моему, с тех пор, как Бобров стал необычайно популярен в стране, а Тарасова знали в основном только в кругу спортсменов и болельщиков. Во всяком случае, я не слышал, чтобы Анатолий Владимирович хоть раз произнес фамилию "Бобров", а Всеволод Михайлович, в свою очередь, если изредка и вспоминал о Тарасове, то исключительно в шутливо-иронических тонах. Нет, этим двум "медведям" противопоказано было жить в одной берлоге.
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ