Газета Спорт-Экспресс № 116 (2015) от 26 мая 1999 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 5

27 мая 1999

27 мая 1999 | Шахматы

ШАХМАТЫ

Супертурнир 19-й категории в Сараеве

ЗЕВОК ТИММАНА НЕ ПОЗВОЛИЛ КАСПАРОВУ СТАТЬ ЕДИНОЛИЧНЫМ ЛИДЕРОМ

За два тура до финиша лидируют два российских гроссмейстера - Гарри Каспаров и Евгений Бареев, добившиеся побед в 7-м туре. У обоих по 5 очков из 7.

Наибольший интерес в 7-м туре вызывал первый официальный поединок по классическим шахматам (в быстрые они друг с другом уже сражались) чемпиона мира Гарри Каспарова с имеющим пятый в мире рейтинг юным московским гроссмейстером Александром Морозевичем. Каспаров играл белыми, что давало ему разумеется, определенное преимущество. Во-первых, у белых даже по теории лучшие шансы. А во-вторых, Каспаров на сараевском турнире очень удачно проводит "белые" партии: в них у него 100-процентный результат - 3 победы из 3 возможных, 4 же "черные" партии он завершил вничью. Кстати, после дуэли с Морозевичем у Гарри остался в запасе только один "белый патрон" - для Адамса. Хотя не исключено, что чемпион ради разнообразия добьется здесь разок успеха и черными, когда будет встречаться с крайне неудачно играющим здесь Яном Тимманом.

Итак, Каспаров - Морозевич. Естественно, все задавались вопросом, рискнет ли чемпион мира подискутировать со своим молодым оппонентом в столь любимой Морозевичем французской защите - тогда Гарри надо было пойти 1. е2-е4, или сыграет, как обычно, 1. d2-d4? Выбор Каспарова показал, что настроение у него в тот день было явно не "французским". Да и в получившейся разновидности славянской защиты он уклонился от самых принципиальных продолжений, играя подчеркнуто академично на небольшой "плюс". И этот "плюс" в виде изолированной черной пешки, которая постоянно нуждалась в защите, был у белых довольно долго. До тех пор, пока Морозевич просто не отдал эту пешку, перейдя сначала в эндшпиль "ладья и конь против ладьи и слона", а потом и в чисто ладейный.

Мой постоянный телефонный собеседник - болгарский международный мастер Сильвио Данаилов, тренирующий Веселина Топалова, сказал, что в конце партии Каспаров очень нервничал, а Морозевич, напротив, держался внешне спокойно. Почему нервничал Каспаров, понятно: преимущества в виде лишней пешки в ладейном окончании могло и не хватить для победы. К тому же Гарри уже знал о том, что Ян Тимман в ничейной как минимум, а как максимум - в несколько лучшей позиции с Евгением Бареевым умудрился зевнуть мат в два хода, и Бареев на тот момент опережал Каспарова на очко.

Комментируя потом по горячим следам эту партию в своем интернетовском клубе, чемпион мира приводит варианты, мимо которых прошел и он сам, и Морозевич. Так, вместо 47. Крс5, как в партии, значительно сильнее было бы 47. Кре5! В этом случае выигрыш достигался так: 47... f6 48. Кре4 Kpd7 49. Лb7 Kpd8 50. Лh7 f5 51. Кре5 Лg6 52. Лh5 Лg3 53. Лf5. Делая же ход 47. Крс5, чемпион, как он поясняет в комментариях, упустил из виду следующий ничейный вариант: 47... d6 48. Лg6 fg 49. Kpb6 Kpd7! 50. Кра6 g5 51. Kpb7 h4 52. gh gh 53. a6 h3 54. a7 h2 55. а8Ф h1Ф 56. Фс8 Кре7 57. Феб Kpd8. Наверняка при более тщательном анализе с помощью компьютера будут найдены и другие возможности лучшей защиты в этом трудном эндшпиле. Но в реальной борьбе за доской Каспарову удалось перехитрить Морозевича и добиться очень важной победы.

В этом туре кроме уже упомянутой грубой ошибки Тиммана в поединке с Бареевым был еще один крупный "ляп". В партии Найджел Шорт - Петер Леко английский гроссмейстер в ничейном положении позволил поймать своего ферзя вражеской ладье, после чего был вынужден сдаться. Если фатальный зевок Тиммана еще можно объяснить цейтнотом: проигрывающий ход был сделан перед самым контролем (вместо 39...Крb8?? ничья достигалась сразу путем 39.. .Лd7), то случай с Шортом можно объяснить только плохой спортивной формой англичанина, который и после контрольного хода (это был 43-й ход!) продолжал по инерции играть, как в цейтноте.

О партии Веселин Топалов - Иван Соколов Данаилов говорил без особой радости: его подопечный мог сыграть на 9-м ходу f2-f3 и получить большой перевес, но не сыграл. Потом, по мнению Данаилова, Топалов вместо 12. Фа2 обязан был найти 12. Фа3, что тоже давало белым преимущество. Короче, очень много у тренера претензий к своему ученику, а раз так, то и ничья в итоге не столь уж огорчительна, хотя белый цвет, конечно, профессионалу грех не использовать.

А вот в исключительно важной для распределения призовых мест встрече Майкла Адамса с Алексеем Шировым соперники, предпочтя застраховаться от малейшего риска, быстренько все разменяли и согласились на ничью.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

7-й тур. Каспаров - Морозевич - 1:0. Бареев - Тимман - 1:0. Шорт - Леко - 0:1. Ничьи: Адамс - Широв и Топалов - Соколов.

После 7 туров: Гарри Каспаров и Евгений Бареев (оба - Россия) - по 5 очков; Майкл Адамс (Англия) и Алексей Широв (Испания) - по 4,5; Петер Леко (Венгрия), Александр Морозевич (Россия) и Веселин Топалов (Болгария) - по 3,5; Найджел Шорт (Англия) - 2,5; Иван Соколов (Босния и Герцеговина) - 2 и Ян Тимман (Голландия) - 1.