Газета Спорт-Экспресс № 277 (1886) от 11 декабря 1998 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ |
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Групповой турнир. 6-й тур |
Группа С |
РЕАЛ - СПАРТАК - 2:1 (1:0) |
Олег РОМАНЦЕВ
В ЛИГЕ НАМ НЕ ХВАТИЛО ВЕЗЕНИЯ, В МАДРИДЕ - ВОЛИ
Александр ПРОСВЕТОВ |
из Мадрида |
Так хотелось, чтобы "Спартак" подарил нам сказку! Получилась, к сожалению, быль. Мы все, конечно, расстроились. Но трезво оценив ситуацию, приходишь к выводу, что, право, убиваться не стоит. Пусть "Спартак" не прыгнул выше головы и не выбрался из своей "группы смерти", но он одарил россиян радостными эмоциями, на которые большинство из них испытывает в жизни очевидный дефицит. В конце концов счастье не может быть вечным, и за любой самой громкой победой неизбежно следуют поражения.
Хоть и говорил накануне Олег Романцев, что проигрыш клубному чемпиону мира не станет для него трагедией, после матча чувствовалось, что главный тренер огорчен. Это не помешало ему, однако, пригласить трех российских журналистов, включая вашего покорного слугу, в раздевалку команды. Когда же один из стадионных охранников проявил чрезмерную ретивость, Романцев согласился пройти в помещение, в котором уже никто не препятствовал нашему общению. Говорил он жестко, хотя 1:2 на "Сантьяго Бернабеу" - отнюдь не позорный результат.
Началась же беседа с вопроса, чего не хватило "Спартаку" для благополучного итога.
- При том настрое, с которым команда провела встречу, шансов у нас было мало, - заметил Романцев. - Вроде бы и готовились мы хорошо, и настроение у игроков было соответствующим. Видимо, не уследил я за тем, как внутри команды созрела самоуспокоенность: скорее бы в отпуск, скорее бы матч с "Реалом" закончился. Во всяком случае, особого желания победить я у большинства не заметил. Впрочем, должен подчеркнуть, что это - оценка по горячим следам.
- В интервью "СЭ" вы сказали, что почувствуете уже в первые пятнадцать минут, побегут ваши подопечные или не побегут, и что именно от этого зависит исход встречи.
- Я почувствовал - не побежали.
- Вы не пришли к выводу после этого матча, что "Реал" просто сильнее "Спартака"?
- Сказалось то, что мы находились на разных уровнях подготовки. У "Реала" в самом разгаре сезон. Он, возможно, на пике формы. "Спартак" же испытывал трудности, связанные с окончанием сезона.
- Но ведь неблагоприятного результата вполне можно было ожидать, вы согласны?
- Бесспорно, но некоторые игроки меня откровенно удивили своим безволием.
- Полагаете, что команда именно проявила безволие, а не испугалась?
- А кого ей бояться? Месяцем ранее она обыграла "Реал", причем по всем статьям. Надо было просто двигаться. Я никогда не видел, чтобы игроки совершали столько ошибок, им не свойственных. Не должно быть такого, чтобы футболист, выйдя на решающий матч Лиги чемпионов, пять раз подряд ошибался в передаче на десять метров. Вывод: настрой был не тот, что требовался.
- Нет ли у вас после поражения ощущения, что сезон закончился неудачно?
- От сезона у меня осталось чувство досады. "Спартак" не имел права терять очки дома с "Интером" и "Штурмом". Причем по тем матчам у меня в отличие от нынешнего особых претензий ни к кому не было. Где-то нам просто не повезло.
- Можно ли сказать, что прошедший матч был одним из худших для "Спартака" в сезоне, если вообще не худшим?
- Нет. В игре против клубного чемпиона мира мы имели как минимум пять хороших моментов. Поэтому нельзя утверждать, что игру мы провалили.
- Между тем это вы критикой в адрес команды надоумили задать предыдущий вопрос. Нам-то как раз показалось, что "Спартак", уступая в целом сопернику, был далеко не безнадежен.
- Я очень требователен к своим игрокам, с которыми нахожусь с утра до ночи, а потому знаю, наверное, лучше, чем кто-либо, на что они способны. На сей раз большинство футболистов были не на высоте. Потому мне и обидно, и досадно.
- Не могли бы назвать конкретные фамилии?
- Пока не буду этого делать. Впрочем, фамилии вы можете назвать и сами. Сколько было моментов, когда миллионер мадридец, все уже в жизни выигравший, шел в подкат, а наш парень почему-то ждал, попадет тот по мячу или нет. Мы уступили почти все единоборства. У нас подкаты сделали, как мне кажется, три-четыре человека, у них - совершенно иная картина. Вот вам и показатель. В Москве, между тем, все было наоборот. Я, если помните, останавливал игроков, когда в течение 15 секунд они сделали шесть подкатов, причем все шесть - по делу.
- Можно ли считать это поражение хорошим опытом?
- Лучше бы такого опыта не было. Вряд ли он хороший. Я не могу объяснить безволие некоторых игроков. На протяжении двух недель команда готовилась к матчу, располагая прекрасными условиями проживания и питания, отличными полями. И тренировалась она вроде бы с удовольствием. Но одно дело - тренировки, другое - мобильный и злой соперник. Лига чемпионов сулит миллионы и клубам, и еще кому-то. Конечно, без "Реала" и "Интера" турнир обеднел бы. Но все-таки, поскольку международные футбольные инстанции кричат насчет Fair Play, им следовало бы повнимательнее относиться к проблеме судейства. Кто-то может и подкат сзади двумя ногами применить, и руками игрока из другой команды схватить - его только пожурят. Стоит нашему игроку лишь прикоснуться к сопернику - тотчас следует свисток. Такое было у нас и на протяжении двух матчей с "Интером", и теперь - с "Реалом". После того, как сбили Титова, а судья дал понять, что тот сам нырнул в штрафную, я не исключаю, что многие наши игроки пришли к выводу о бесполезности борьбы, посчитали, что им не дадут выиграть ни при каких обстоятельствах.
- Как вы оцениваете в целом выступление команды в Лиге чемпионов?
- Как нефартовое. С одной стороны, его вроде бы нельзя назвать неудачным - все-таки попали в одну группу с грандами и играли с ними на равных, даже обыгрывали. С другой стороны, в четвертьфинал "Спартак" не вышел. Налицо неудача. Именно везения и не хватило нам, особенно в борьбе с "Интером".
- Насколько искренни вы были, говоря незадолго до матча о реальности победы над "Реалом"?
- Я до сих пор придерживаюсь точки зрения, что успех был возможен, несмотря на то, что соперники много бегали, прыгали и бились. Уверен, что мы выиграли бы, подойди к матчу в оптимальной форме и с предельно боевым настроем.