Газета Спорт-Экспресс от 28 июля 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 3
ТЕННИС |
FED CUP |
РОССИЯ - ГЕРМАНИЯ - 4:1. ВОСХОЖДЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
После окончания матча в Универсальном спортивном зале "Дружба" в репортерском блокноте и на кассете диктофона корреспондентки "СЭ" Елены РЕРИХ осталось много того, что не вошло во вчерашний репортаж. Приведенные ниже три интервью - результаты обобщения пресс-конференций и частных бесед.
Константин БОГОРОДЕЦКИЙ: "Я НЕ БЛЕФОВАЛ, КОГДА ГОВОРИЛ, ЧТО МЫ ОБЫГРАЕМ НЕМОК"
-Когда сложилась критическая ситуация перед матчем с Австралией, вы могли предположить, что через 4 месяца пробьетесь в 1-ю Мировую группу?
- Два года назад, получив приглашение на должность капитана команды, я поставил это своей задачей. Когда же мы прошли отборочные игры в зоне, то дальнейшая судьба сборной во многом зависела от жеребьевки. Она сложилась удачно. В прошлом году я ни минуты не сомневался в том, что мы обыграем Корею и выйдем во 2-ю Мировую группу. Матч с Австралией вызывал опасения. Понимал, что можем неплохо сыграть, но на победу не очень-то рассчитывал. Вышло так, что в Перте выше всяких похвал сыграла Катя Сысоева. А 2 очка Тани Пановой завершили дело.
-То есть результат матча с Германией, за которую выступала Анке Хубер, не стал для вас сюрпризом?
- Я не блефовал, когда говорил, что мы победим. Звонил друзьям в Германию, в клуб, в котором у меня хорошие связи, и узнал, что немцы уверены в выигрыше их команды. Значит, думаю, они нас недооценивают. А сделанную ими ставку на Хубер я вообще считал ошибкой. Не могла она после 4-месячного отсутствия в Туре сыграть на прежнем уровне.
-Как вы оцениваете выступление своих подопечных?
- Лена Макарова очень грамотно тактически построила свой матч против Хубер, а Таня Панова в борьбе с ней в критический момент сумела перебороть себя и просто на зубах взяла последние два гейма, полностью выложившись. Такая победа позволяет надеяться на продолжение восхождения.
- А что скажете о молодых?
- Выступавшие в паре Катя Сысоева и Женя Куликовская уже никак не могли повлиять на окончательный результат. Они уступили, но зато приобрели бесценный опыт игры с сильными соперницами в присутствии своих болельщиков и под флагом России.
-Вам что-нибудь известно о планах Анны Курниковой и Елены Лиховцевой? Будут они все-таки выступать за команду?
- Трения, которые были у Лиховцевой с федерацией, улажены, и ее можно было заявить и на этот матч. Но я посчитал неэтичным приглашать Елену на место тех, кто блестяще проявил себя в Австралии. Так ей об этом и сказал. Но я не забываю и о том, что ранее Лена внесла свой вклад в победу команды в групповом турнире. Как и Аня Курникова.
-Есть надежда увидеть ее в составе команды?
- Надеюсь, что да. Но руководство федерации должно намного серьезнее вести с ней переговоры. Аня очень загружена и турнирами, и показательными играми. Я думаю, что федерации необходимо принципиально строить свои отношения с теннисистками, которые живут за границей. Когда я начинал работать с командой, то ставил вопрос о контрактах между игроками и федерацией, в которых все должно быть оговорено вплоть до мелочей.
-Может, стоит наделить капитана какими-то дополнительными полномочиями, чтобы и он мог влиять на ситуацию?
- Действительно, сейчас слишком много людей участвуют в переговорах с сильнейшими теннисистками. Это в какой-то мере мешает делу. Считаю, что капитан должен быть правомочен решать финансовые вопросы приглашения игроков, то есть совмещать функции капитана и менеджера. Я бы предпочел отвечать за все.
-Кстати, а у вас есть контракт с федерацией? Будете ли вы и дальше работать с командой?
- Меня назначили по решению совета федерации на 2 года. Так что, пока не определюсь с контрактом, инициативы проявлять не стану. Для меня контракт - это прежде всего права и обязанности в отношениях с игроками и федерацией. Особенно с игроками, поскольку мы слишком много и тесно общаемся.
Татьяна ПАНОВА: "ТАК УСТАЛА, ЧТО, ВОЗМОЖНО, НЕ ПОЛЕЧУ В СОПОТ"
-Сильно устали за эти два дня?
- Психологически - да. Завтра мне улетать на турнир в Сопот, но, возможно, я с него снимусь.
-Вам не будет обидно, если в следующем году, когда команда станет играть в 1-й Мировой группе, в нее включат не вас, а других теннисисток?
- Не будет. Для меня главное - прибавлять в игре и делать все, что могу. Если пригласят в команду, буду рада, если нет - поиграю в личных турнирах, ведь они у нас каждую неделю идут.
-То есть мысли об отказе у вас не возникнет?
- Повторяю: если пригласят - сыграю.
-Для вас существует разница между личными и командными соревнованиями?
- В командных рядом с тобой капитан, который видит ошибки и подсказывает, как их исправлять. И очень важно, чтобы капитан был хороший. Вот у немок с их капитаном, по-моему, контакта нет. А Константин - очень спокойный человек. Говоришь ему: "Я больше не могу!" А он подбадривает, старается как-то отвлечь от игры, шутит: мол, ты уж потерпи, а потом в баньку сходишь. Костя умеет успокаивать.
-О чем вы мечтаете?
- Обычно после финала Уимблдона на корт выходит королева (на самом деле - герцогиня Кентская. - "СЭ") и пожимает руку финалисткам. Когда я вижу эту церемонию, то думаю: "Оказаться бы мне там хотя бы разок!"
Лариса ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ: "СОПЕРНИЦЫ САМИ НАСТРОИЛИ НАС НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ"
-Вы были первым тренером сборной СССР на Кубке Федерации в 1968 году. Делились ли тогда тренерские и капитанские обязанности или вам приходилось их совмещать?
- Да, я являлась тренером-капитаном. И еще с нами был руководитель команды Семен Павлович Белиц-Гейман - весьма и весьма сведущий в теннисе человек.
-Какие воспоминания остались у вас о том времени?
- О команде скажу чуть позже. А пока замечу, что играли мы в Париже в период студенческих волнений, когда жизнь во Франции просто замерла. Бастовали все. Вот на таком фоне проходили турнир Кубка Федерации, а затем и "Ролан Гаррос", где любители впервые встретились с профессионалами. Что касается команды, то она была очень сильной. За нее выступали Галина Бакшеева, Анна Дмитриева. Одна была лидером на Украине, другая - в Москве, но это не помешало им объединиться ради командных интересов. Очень хорошо влилась в сборную молодая Ольга Морозова.
-Теннисистки дорожили тем, что их пригласили в команду?
- Это считалось очень престижным, а настрой был исключительно на победу. Мы дошли до 1/4 финала. На большее, видимо, просто не хватило опыта.
-Потом 10 лет сборная СССР не участвовала в розыгрыше Кубка Федерации, а вернувшись, удивила всех, вновь дойдя до четвертьфинала. Чем вы это объясните?
- Действительно, тогда писали о чудесном возвращении русских. У нас вновь собрались сильные теннисистки - Лариса Савченко, Наташа Зверева, Лейла Месхи. Но для того, чтобы они стали сильной командой, была проделана колоссальная работа: много сборов, централизованной подготовки. Конечно, сейчас трудно собрать сборную на длительный период, ведь у каждой теннисистки свои турнирные планы. Но молодым, таким, как Катя Сысоева, Женя Куликовская, Настя Мыскина, Лена Нефедова, это бы пошло только на пользу.
- В 88-м и 90-м сборная СССР выходила в финал Кубка Федерации. Что ей помешало хотя бы раз победить?
- Сильные соперницы. В команде США-88 играла Крис Эверт, в Болгарии-90 - сестры Малеевы. Но сейчас мы надеемся на победу. Кстати, месяц назад, разговаривая с президентом Всероссийской теннисной ассоциации Ярославом Калагурским и ее первым вице-президентом Александром Каливодом, я предлагала именно этот состав. И получилось, что, собрав не все наши лучшие силы, мы побеждаем. А знаете почему? Приезжая с таким составом на матчи, мы просто-напросто расслабляем соперниц. В Австралии у хозяев и в мыслях не было, что их может постичь неудача. Кто такая Сысоева? Да и Панова не очень котировалась. Но они на чужом поле на траве совершили чудо.
-Немки тоже нас недооценили?
- В четверг на товарищеском ужине в "Рэдиссон-Славянской" вице-президент их федерации сказал, что не сомневается в победе. "Девочки, как же нас не ценят!" - обиделась я. Девчата меня поддержали: "Все, Лариса Дмитриевна, начинаем готовиться!" Получилось, что немки, сами того не подозревая, настроили нас наилучшим образом.
-Соперницы выложились полностью?
- Хубер на матч против Макаровой, которую она дважды обыгрывала, вышла явно несобранной. И когда Лена повела в счете, Анке не смогла изменить ситуацию.
-Что вы можете сказать о своей воспитаннице Тане Пановой?
- Она обе встречи провела именно так, как мне хотелось. У нее были совершенно непостижимые розыгрыши мяча. Сплошное вдохновение - она ничего вокруг не видела и не слышала. Думаю, что такие победы помогут ей в дальнейшем. У нее большой потенциал, и уже в ближайшее время ей по силам войти в число 20 сильнейших теннисисток мира.
-Как вы считаете, Лиховцева и Курникова в конце концов сыграют за Россию?
- В последнее время вокруг этих теннисисток ведется очень много разговоров. Но надо выслушать первоисточники, иначе получается испорченный телефон. Будучи ее тренером, я знаю, что Аня хотела играть и в Австралии, и сейчас, но ей не позволили травмы.
-По ходу матча вы все время что-то записывали в блокнотик.
- Это чисто тренерские пометки, веду досье на игроков. Пригодится на будущее.