Газета Спорт-Экспресс от 22 июня 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА-98 |
Тьерри АНРИ - СЫН НЕВЕСЕЛОГО ПАРИЖСКОГО ПРЕДМЕСТЬЯ
Александр ПРОСВЕТОВ |
из Парижа |
Когда в добавленное судьей время игрок сборной Франции Тьерри Анри забил в ворота южноафриканцев третий гол, другой Анри - Тони так прыгал от радости на трибуне марсельского "Велодрома", что разбил в кровь ногу.
Даже остался шрам. 46-летний отец 20-летнего нападающего торжествовал: его мальчуган, из которого он старательно лепил футболиста, вписал свое имя в летопись мировых чемпионатов. А в парижском предместье Юлис, где Тьерри родился и провел детство, его друзья устроили , праздничный карнавал.
Потом были еще два гола Анри в ворота Саудовской Аравии, после которых он вместе с чилийцем Марсело Саласом и итальянцем Кристианом Вьери возглавил список бомбардиров. Какие же чувства испытывает в связи с этим юный темнокожий форвард "Монако"?
- Никогда и не мечтал стать лучшим снайпером чемпионата, - говорит Анри. - Для меня в первую очередь важно, что команда побеждает, что она досрочно обеспечила себе выход в 1/8 финала.
-Вы слышали, как марсельские зрители скандировали ваше имя?
- Тогда я не отдавал себе в этом отчета. Но позже меня это тронуло. Я же парижанин, а матч проходил в Марселе.
СТАВИТЬ ЦЕЛЬ - ЗНАЧИТ ОСЛОЖНЯТЬ СЕБЕ ЖИЗНЬ
-Между тем вы лишь в последний момент попали в заявку французской команды.
- Если настойчиво к чему-то стремиться, то непременно достигнешь цели.
-Итак, вы ставите перед собой высокие цели?
- Вовсе нет. Задаться какой-то целью - значит осложнить себе жизнь. Поэтому я не особенно забиваю себе голову. Я уверен в своих силах, и это главное для нападающего.
-Каковы ваши сильные стороны как футболиста?
- Скорость, удар, напор. И еще я не возвожу перед собой психологических барьеров.
- Вас, случается, критикуют за недостаток хладнокровия перед воротами...
- Бывают дни, когда промахиваешься из элементарных позиций. А иной раз ударишь метров с 30 - и в "девятку". Это необъяснимо.
-В матче против Саудовской Аравии, по словам главного тренера Эме Жаке, точности долго не хватало всей французской команде. Может, футболисты в душе были уверены, что одолеть не самого авторитетного соперника, который к тому же быстро остался в меньшинстве, не составит труда?
- Наверное, дело в том, что, стремясь сыграть побыстрее, мы спешили. Вы видели, какие проблемы испытывали итальянцы в начале второго тайма в матче с камерунцами, хотя те тоже играли вдесятером? В итоге Камерун сник, но нельзя рассчитывать на то, что все получится само собой. А то некоторые думают, что сборной Франции было достаточно только выйти на поле, чтобы в ворота саудовцев влетело четыре мяча.
-Франция одержала две победы с общим счетом 7:0. Чем не идеальное начало?
- Не нужно по этому поводу слишком обольщаться. Мы в 1/8 финала - отлично. Теперь важно занять первое место в своей группе.
-В среду против Дании не сможет сыграть Зидан. Существенно ли изменится игра сборной Франции?
- Безусловно, Зидан исключительный игрок, и нам его будет не хватать. Трудно сказать, как его заменить. Да и не мне, а тренеру принимать на этот счет решение. Для того в команде и 22 человека, чтобы имелись варианты.
-Чем объяснить выдвижение во Франции на первые позиции совсем молодых нападающих?
- Отъезд звезд за границу вынудил молодежь брать на себя ответственность. Мне уже в 18 лет довелось принять участие в еврокубках, в 20 лет я играл в Лиге чемпионов. Я первым из ребят своего поколения попробовал силы на профессиональном уровне. Трезеге, Кристанваль (оба - тоже игроки "Монако". - А.П.), Анелька расспрашивали меня на этот счет. Теперь они пошли по моим стопам и не должны сбиться с взятого курса.
ЧУДОТВОРНЫЙ НАСТОЙ БАБУШКИ С ГВАДЕЛУПЫ
...Лет до восьми Тьерри страдал от воспаления носоглотки. Он постоянно кашлял, а потому состоял на учете в больнице. Брат Уилли, ныне работник парижского метрополитена и большой любитель футбола, которому поручали в детстве присматривать за Тьерри, скрывал от родителей, что тот гонял мяч. Чтобы родители ничего не прознали, Уилли всегда носил с собой полотенце, которым вытирал у брата пот.
Чудо произошло на Гваделупе, куда Тьерри поехал на каникулы к бабушке (его отец родом с этого острова, а мать - с Мартиники, другого французского владения в Вест-Индии). Бабушка заваривала внуку настой с травой, которую на Гваделупе называют "малломе". Кашель у мальчика как рукой сняло. С той поры Тьерри этой хвори не знал. Отец же разрешил ему наконец заниматься футболом. Более того, сам стал придирчиво следить за его успехами. Однажды, когда на глазах у агента "Монако" парнишка, которому не было 15 лет, забил команде-сопернице пять голов и гордо заявил: "Здорово я сыграл!" - Тони разозлился: "Да ты и не устал!"
Теперь Тьерри говорит, что не вернется в Юлис, где когда-то играл в футбол на пиццу (потерпевшая поражение команда оплачивала общий стол). Вместе с тем он не забывает о старых приятелях, пусть некоторые из них пошли по кривой дорожке. Когда после матча с Саудовской Аравией у него выдался выходной, Тьерри приехал "навестить пацанов".
ФУТБОЛ - СПОСОБ ВЫБИТЬСЯ В ЛЮДИ
-Сложно ли было освоиться в сборной?
- Поначалу я был мало с кем знаком. Побаивался, что ветераны будут корчить из себя звезд, и даже не решался к ним приблизиться. Но ко мне очень по-доброму отнеслись Дешам, Десайи, Джоркаефф и особенно Тюрам, которого я знаю давно. Туту, как и я, гваделупского происхождения. Он помогал мне как брат, когда мы вместе были в "Монако".
-Есть ли разница между игрой в сборной и клубе?
- В сборной все делается значительно быстрее. Когда смотришь игру по телевизору, то не отдаешь себе в этом отчета. Но на поле, уверяю, это чувствуется.
-Учитывая ваши корни, не испытываете ли вы определенную неловкость, представляя Францию?
- Конечно, Антильские острова подверглись колонизации, но что теперь об этом говорить? Да, прежде всего я ощущаю себя антильцем, но не собираюсь заплетать волосы в косички, чтобы это продемонстрировать. Я предпочитаю антильскую музыку и рэп (Тьерри знаком с творчеством всех парижских и марсельских групп этого направления. - А.П.), люблю блюда антильской кухни. Откровенно говоря, если бы существовала сборная Антильских островов, я, наверное, прислушался бы к голосу крови и выбрал бы ее. Между прочим, с Тюрамом, Англома и многими игроками первого и второго дивизионов Франции можно было бы сколотить вполне приличную команду.
-Как к вам относятся на Гваделупе?
- Не знаю. Я там не был уже три года. С тех пор как стал футболистом-профессионалом, не выберу времени, чтобы съездить туда.
-Вы привязаны к родному Юлису?
- Конечно. Многие из тех, с кем я рос, по-прежнему тусуются в районе городского супермаркета Саrrеfour и иногда донимают своими выходками его охрану. Нельзя сказать, что они шваль, но вообще-то нечто близкое к этому. Такова вообще сегодня молодежь в парижских пригородах. Эти ребята не бандиты, но им нечего делать и скучно, а потому любая дурость способна их развлечь.
-Вам не стало сложнее общаться с этой публикой? Теперь-то по доходам вы принадлежите к совсем другой категории граждан.
- Я помню, откуда вышел. Не в моих правилах делать вид, что родился в роскоши. Общаясь со старыми знакомыми, я становлюсь на время таким же, как они. Мы разговариваем на молодежном жаргоне. Однако иногда мне становится грустно. Мы вместе выросли, но я выбрал путь, отличный от того, которым следуют они. Сегодня мне было бы трудно вернуться назад туда, на тусовку к супермаркету. Когда они на меня "наезжают", я говорю, что им надо было тоже вкалывать. Но не стоит думать, что ребята во всем виноваты сами. Большая роль принадлежит родителям. Мои старались вовсю, и, хотя у нас в доме не было даже намека на деликатесы, я теперь понимаю, что им было непросто. Они возвращались с работы в восемь вечера и спрашивали, сделал ли я уроки. Я, конечно, лгал, а проверить, так ли это на самом деле, у них не было ни времени, ни сил. И отец в конце концов пришел к выводу, что человеком я могу стать через футбол. И он весь отдался осуществлению идеи сделать из меня футболиста. Иногда мы ругались, но ведь мои друзья из Юлиса подобной родительской поддержки не имели. Между тем очень важно, чтобы кто-то дал толчок. По крайней мере это важно в парижских предместьях. Иначе пацаны ничего не делают и только чего-то ждут. Школа? Все убеждены, что от нее никакого толку. Вместо учебы предпочитают совершать разные глупые поступки, лишь бы быть похожими на взрослых. Меня родители научили правильным манерам за столом и вежливости в общении с людьми, но если бы не футбол, я был бы такой же, как все. Уверен, что спорт - это единственный выход из того кошмара. Можно учиться сколько угодно - никогда не будет уверенности, что это принесет пользу. Или спорт или тусовка возле Carrefour - иного не дано.
ЛУЧШЕ БЫТЬ ВДАЛИ ОТ СОБЛАЗНОВ
-Ваш брат не стал спортсменом, но все же выбился в люди.
- Еще несколько лет назад ситуация была иной. В городе было чем заняться. Ты выходил на улицу - а там всегда кто-то стучал по мячу. Потом часа четыре длился матч 15 на 15, который заканчивался со счетом 40:36 в тот момент, когда мамаши предъявляли игрокам "красные карточки", потому что они уже битый час ждали их к ужину. Теперь там в футбол не играет никто.
-Почему?
- Не знаю. Наверное, дело в том, что в эпоху Платини и победы Франции в чемпионате Европы были яркие примеры. То же самое происходило и в других видах спорта. Когда побеждал Янник Ноа, у нас играли в теннис без сетки. Во время "Тур де Франс" все садились на велосипеды. Сегодня время всеобщего увлечения баскетболом. Причем интересует ребят не столько он сам, сколько "прикид". У всех Nike, Air Jordan, майки "Чикаго Буллз"... С другой стороны, футбол демократичнее. Можно играть где угодно - один на один или тридцать на тридцать. Для баскетбола нужна площадка, оборудованная кольцами, да и число участников ограничено. Это более эгоистичный вид спорта. Надо пожить в таком городке, как Юлис, чтобы понять, что к чему... Я знал ребят, которые могли бы стать профессиональными футболистами, но они предпочли никуда не уезжать, а играть на любительском уровне. Зато они не должны ежедневно посещать тренировки, и им никто ничего не приказывает. Общество, как океан, всегда норовит выкинуть на берег, а родной городок по крайней мере не отвергнет в нем всегда найдешь приятелей. Чтобы вырваться из среды, нужны большое желание и внутренние силы.
-Они у вас нашлись?
- Я - особый случай. Учась в школе, я думал только о футболе и мечтал о спорт-интернате. Когда оказался в центре подготовки в Клерфонтэне, то в отличие от большинства других мальчишек не тосковал по дому, хотя с удовольствием виделся с родителями по выходным. В будни я не названивал домой, а болтал с Нико Анелька.
-О будущей карьере?
- В то время я о ней не думал. Я стал размышлять об этом уже в "Монако", в котором оказался в 16-летнем возрасте. Там были все условия, чтобы стать хорошим футболистом, так как в отличие от Парижа, где много разных соблазнов, в княжестве от работы почти ничего не отвлекает. И еще в Монако есть море.
-Как далеко может дойти сборная Франции на этом чемпионате?
- Надеюсь, что до конца. Однако футбол - не точная наука. Все может сложиться не так, как рассчитываешь.
-Сейчас самый удачный виток в вашей карьере?
- Думаю, да. Но на достигнутом нельзя останавливаться.