Газета Спорт-Экспресс от 5 декабря 1997 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

5 декабря 1997

5 декабря 1997 | Баскетбол

БАСКЕТБОЛ

Никита МОРГУНОВ

НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ЧТО ВЕРНУСЬ В ЦСКА

За два с лишним года финансового кризиса из ЦСКА ушло немало игроков. Но только один из них покинул команду по собственному желанию в разгар сезона. Отъезд Никиты Моргунова в литовский "Атлетас" был настолько неожиданным и стремительным, что оставил у многих его партнеров неприятный осадок. Но обиды со временем проходят, и когда Моргунов вновь приехал в Москву на матчи сборной России, никто не пытался выставить его "предателем".

- Предложение от "Атлетаса" поступило еще летом, но тогда я не придал ему серьезного значения, - вспоминает Моргунов. - Думал, если и соберусь уезжать, то в серьезную команду - испанскую, итальянскую или греческую. Но постепенно клубы, которые вели со мной переговоры, переставали проявлять интерес, а в ЦСКА денег не предвиделось. Честно говоря, я очень верил в американцев, пришедших на помощь ЦСКА, считал, что это серьезно. Поэтому и решил остаться, хотя уже в то время мое положение было критическим, тем более что жена ждала ребенка. Приходилось постоянно ходить и занимать у знакомых, но вскоре деньги кончились и у них. Месяц я еще с грехом пополам протянул, а дальше... И тогда я вспомнил единственный оставшийся вариант - "Атлетас".

-Каким образом вам удалось быстро найти общий язык с руководством литовского клуба?

- Периодически они сами со мной связывались. И в очередном телефонном разговоре я дал согласие. Сразу же переговорил об этом с руководством ЦСКА. Мне посоветовали еще чуть-чуть подождать, но в то же время сказали, что решение я должен принимать сам. И я решился: быстро получил визы, и уже на следующий день мы с женой оказались в Литве.

-Как вас встретили в "Атлетасе"?

- Такого радушного приема я не ожидал! Руководство клуба с пониманием отнеслось к моим проблемам, создало все необходимые условия. Даже специальную телевизионную антенну поставили, чтобы я мог смотреть российское телевидение. В общем, сделали все возможное, чтобы я думал только о баскетболе. Мне оставалось только оправдать оказанное доверие.

-Если не ошибаюсь, на первых порах вы не могли выступать за свою новую команду?

- 18 дней я ждал, пока из ЦСКА пришлют мою лицензию. Если бы они этого не сделали, то, согласно законам ФИБА, после трех недель я бы все равно получил все необходимые документы и мог бы играть за "Атлетас" (при условии, что у прежнего клуба нет претензий). Впрочем, никаких проблем с ЦСКА в этом плане не возникло. Да и не могло возникнуть - ведь у меня даже не было контракта с армейским клубом.

- ?!

- Старый контракт закончился в июне, а новый никто подписывать не собирался. Это стало еще одной из причин, по которым я ушел из ЦСКА. Причем со мной на эту тему даже не велось никаких разговоров. Все было построено исключительно на доверии руководства ЦСКА и игроков друг к другу. Сейчас мне говорят, что я чуть-чуть недотерпел. Но никто не знает, чего бы мне мог стоить еще один месяц без денег.

-Как вы провели 18 дней вынужденного простоя?

- Тренировался вместе с командой. За это время "Атлетас", на старте сезона ходивший в аутсайдерах, полностью обновил стартовую пятерку. Пришел американский центровой Чарльз Клэкстон. Затем из НБА приехал Виргиниюс Прашкявичюс, и его возвращение позволило мне на тренировках получить хорошего спарринг-партнера, каким в ЦСКА был Валерий Дайнеко. Следом "Атлетас" приобрел разыгрывающего Дарюса Гульбинаса. Наконец, пришел Римас Куртинайтис, который в рекомендациях не нуждается. "Атлетас" заиграл совсем по-другому и уже вошел в первую четверку, которая после Нового года будет выступать в Балтийской лиге.

-Неужели в свои 37 лет Куртинайтис по-прежнему в форме?

- Судите сами. В то время когда я еще не имел права играть за "Атлетас", мы порой тренировались с ним вдвоем. И вот однажды Римас подошел ко мне и предложил побросать трехочковые. Я подумал, что надо будет забросить 20 - 30 мячей - тяжеловато, конечно, но ничего. И тут с ужасом слышу, как Куртинайтис говорит "сто". Причем в два кольца! Хотите верьте, хотите нет, но свою сотню Римас забил за 30 - 35 минут. И потребовалось ему для этого всего 116 бросков. Мяч в его руках был словно заколдованный. Он не только летел точно в кольцо, но и, свалившись на пол, скакал точно к Куртинайтису в руки. "Очень просто, - объяснил он. Я бросаю чуть сильнее, и мяч, касаясь задней дужки, отскакивает в мою сторону". Я же за это время забил 88 мячей, хотя бегал и бросал гораздо больше Римаса.

И это еще не все - после трехочковых Куртинайтис предложил посостязаться в штрафных. Ну, думаю, уж здесь-то мне наверняка повезет все-таки Римасу 37, и он, пока бросал трехочковые, тоже набегался. Куда там - даже не отдышавшись, Куртинайтис забил 50 штрафных из 50!

-Как складывается ваша карьера в "Атлетасе"?

- За матч провожу на скамейке запасных максимум пару минут. Немного отдышусь, получу указания от тренера - и -опять на площадку. Сколько же играют Прашкявичюс и Гульбинас. Такой большой практики у меня не было давно. Поначалу было тяжело: Не столько физически, сколько морально - слишком много приходится за матч бросать по кольцу. Если в ЦСКА лучше было отдать мяч партнеру, находящемуся в более удобной ситуации, то в "Атлетасе" принято атаковать при любой возможности. Плюс постепенно осваиваю не совсем привычную для себя позицию легкого форварда.

-Как в Литве относятся к русским?

- Никакой враждебности нет. Однажды мне пришлось срочно везти жену в роддом, а все документы - права, техпаспорт, доверенность - я забыл дома. На обратном пути меня остановили полицейские, попросили предъявить документы. Я им все рассказал и предложил заехать ко мне домой. Но когда они узнали, что я играю за "Атлетас", меня отпустили. Думаю, если бы в Москве милиция остановила машину, в которой сидел литовец без документов, отношение было бы несколько иным.

-Будучи в Москве на сборе национальной сборной России, вы посетили офис ЦСКА?

- Да. Армейское руководство предлагает вернуться в команду. Со мной даже были оговорены условия того самого неподписанного контракта.

-Как встретил вас Станислав Еремин?

- Мне было просто необходимо поговорить со Станиславом Георгиевичем. Ему как тренеру, конечно, было неприятно, что я ушел из команды в столь тяжелый момент. Однако он сказал, что как игрок я ему нужен. Это очень важно. Ведь если президент клуба и спонсоры считают, что ты необходим команде, а главный тренер придерживается другого мнения, смысла возвращаться нет. Теперь же могу с уверенностью сказать: если будут урегулированы некоторые нюансы и ЦСКА договорится с "Атлетасом", я скорее всего вернусь.

Павел ОСИПОВ