«Манчини орал так, будто из-за меня мы не выиграли Лигу чемпионов». Джорджевич — о «Зените», подарке Халка и Кокорине
Лука Джорджевич перебрался в «Зенит» в 2012-м во времена Лучано Спаллетти и провел в составе сине-бело-голубых семь лет, пять из которых разъезжал по арендам. Где только он не пытался перезагрузить карьеру: «Твенте», «Сампдория», испанская «Понферрадина», тульский «Арсенал», «Локомотив». Были в его жизни и периоды в датском «Вайле», «Сочи», саудовской «Абхе» и кипрской «Кармиотиссе». Сейчас нападающий выступает за узбекистанскую «Согдиану», но по-прежнему не против вернуться в Россию — тем более не забыл наш язык.
В интервью «СЭ» после матча легенд «Зенита» в честь столетия клуба Лука честно рассказал о своем периоде в Петербурге, вспомнил о работе под руководством Олега Кононова в Туле, а также объяснил, почему очень ценит Сергея Семака.
«Зенит» для меня — родной клуб
— Лука, очень рад тебя видеть. Какие у тебя эмоции от возвращения в Петербург?
— Спасибо! Прекрасные эмоции. Питер — особенный город, а «Зенит» — особенный клуб, в котором я провел хорошее время. У меня очень много приятных воспоминаний осталось, так что счастлив вернуться. Последний раз был здесь, наверное, несколько лет назад, но только успел сходить на матч... В 2019-м прилетал на несколько дней еще, какие-то достопримечательности посмотрел. Много что изменилось, новые здания появились.
— Только погода не поменялась, да? По-прежнему идет дождь.
— Ну, типичная петербургская погода. Все стабильно!
«Зенит» с размахом отметил столетие: Аршавин и Кержаков ассистировали друг другу, а Соболев пришел на «вираж»
— Ты улетел не сразу после матча легенд, решил задержаться на несколько дней. Что еще запланировал?
— Больше всего хочется увидеться с друзьями, спокойно посидеть и поговорить. Футбольная жизнь, она такая — не всегда есть время на общение. Конечно, нужно еще и по Невскому проспекту прогуляться, но сам видишь, какая погода, ха-ха! Я же впервые оказался в этом городе в 17 лет, заселились в отель вместе с мамой, папой и братом. Первое, что увидел, — это Невский. Сразу же пошел туда, впечатления были достаточно сильные.
— Тебя удивило предложение «Зенита» приехать на матч легенд?
— Если честно, то я даже как-то и забыл, что клубу исполняется сто лет. Мне прислали письмо где-то в январе — феврале, я сразу дал согласие. Единственное, нужно было решить вопрос с клубом, но для меня это дело принципа — оказаться здесь. Проблем никаких не возникло, тренер и руководство отпустили меня.
— Ваня Дркушич мне сказал, что очень хорошо с тобой общается. Он первый узнал о твоем приезде?
— Написал ему и тренеру по физподготовке «Зенита» Арису Нагличу — он тоже мой хороший друг, работали вместе в датском «Вайле». Так что порадовал всех!

— А как вы подружились с Дркушичем?
— Играли за «Сочи», и так получилось, что поймали коннект. Помимо него и Наглича больше ни с кем особо не общаюсь из «Зенита». С Огненом Мимовичем познакомился только сейчас.
— Что для тебя «Зенит»? Какие воспоминания о клубе? Все-таки ты здесь был достаточно долго, но матчей сыграл не так много.
— Ты задаешь правильный вопрос, но на него тяжело ответить. Каждый год, проведенный здесь, был разным, но в целом «Зенит» для меня — родной клуб. Это первая европейская команда, куда я попал после Черногории. На матче легенд я почувствовал, что меня здесь помнят, и это очень приятно. Да, я не стал ведущим игроком, но на то были разные причины: в том числе травмы и, возможно, моя неготовность к конкуренции в каких-то моментах. У меня нет никакого негатива к «Зениту» и Петербургу, несмотря на порой тяжелые моменты.
— Ты застал в «Зените» разных тренеров — от Лучано Спаллетти до Сергея Семака. С кем отношения сложились лучше всего?
— С Сергеем Богдановичем у меня дружеские отношения, я очень его ценю. Он еще был футболистом, когда я приехал, и очень сильно помог мне. Для меня первый год был сложный, я был практически единственный молодой игрок в команде, оказывалось сильное давление. Было и достаточно много конфликтов в коллективе, результаты не всегда радовали — и не могу сказать, что меня все поддерживали. А Сергей Богданович — один из тех, кто хорошо относился ко мне. Он поддерживал меня с того момента и до сегодняшнего дня. И даже когда Семак стал тренером и отправил меня в аренду, никаких обид не могло быть.
— А что можешь сказать про других тренеров?
— От каждого из них я перенял какой-то опыт, в том числе жизненный. Прежде всего я понял: в футболе никто не будет ждать, пока ты дашь результат. Тем более в таком клубе, как «Зенит», который обладает большими финансовыми возможностями. Помню первые слова, которые мне сказал Спаллетти, когда я приехал на сборы в Италию. Он ждал игроков перед автобусом, встречал всех и поздоровался со мной. А мне тогда было еще 17 лет, я весил где-то 67 килограммов. И вот Лучано смотрит на меня, подзывает переводчика и говорит ему: «Скажи Луке, чтобы перестал голодать! Почему он не кушает?» Сейчас мне 30, и я бы воспринял его слова в шутку, но тогда у меня разные мысли возникли, даже обидно было. Думал: «Блин, зачем он мне это говорит?»

Эмоции Кержакова, подарок от Халка и роскошная жизнь Это`О
— Во время матча легенд я спрашивал у многих игроков, кого они считают лучшими футболистами за всю историю «Зенита». Из россиян в основном называли Андрея Аршавина и Александра Кержакова, а из легионеров — Халка и Мигеля Данни. Расскажи, почему они такие крутые? Ты ведь успел поиграть и потренироваться со всеми.
— Давай по порядку. Кержаков — это человек, который забил больше двух сотен голов, однозначно легенда всего российского футбола. Даже в матче легенд он показал, насколько физически хорошо выглядит. Видел его эмоции? Я не уверен, что он испытывал их когда-нибудь в таком количестве в футболке другой команды. Для него «Зенит» — что-то особенное. Честно признаюсь, я кайфанул от его игры, несмотря на его возраст.
— А что скажешь про Аршавина и остальных?
— Андрей Сергеевич — один из тех, ради кого люди смотрят футбол. Он может делать на поле практически все, что и показывал в своей карьере. Халк — это нереальная, огромная сила. Данни — ум, бриллиант. С ним было прекрасно тренироваться и играть. Мигель — идеальный партнер для любого форварда. Особенно для того, кто всегда ищет пространство за спинами защитников. Ты только начинаешь бежать, а он уже дает пас четко в твою ногу. И самое важное — соблюдает идеальный тайминг. Большинство ребят запаздывают на долю секунды и не успевают реагировать, а ты залезаешь в офсайд... Но у него талант от природы.
— Наткнулся на одну твою цитату из 2013-го: «После того, как я в прошлый раз рассказал о том, как много ест Халк, он прочитал это и пообещал, что убьет меня». Сколько он тогда ел?
— Ха-ха! Я не помню уже. Вроде бы как и все, но чуть больше.
— Буквально год назад в Бразилии обсуждали, что он за один матч сбросил шесть килограммов и выпивает по 30 литров воды в день. Как думаешь, это правда?
— Тоже стараюсь пить много воды, но 30 литров — это, кажется, перебор! Что касается веса, то один раз я встал на весы после тренировки на сборах и увидел на них минус два с половиной килограмма. Был шокирован этим. У меня есть другая история про Халка.
— Рассказывай!
— Я до сих пор собираю футболки разных игроков, и Халк пополнил мою коллекцию первым. Помню, как «Зенит» играл против «Ливерпуля», но я сидел на скамейке и не смог ни с кем поменяться. В раздевалке был грустный, и Живанилду просто отдал мне джерси Лукаса Лейвы, хотя я даже не просил! Сказал: «Вот, держи. Я еще успею поменяться с ним футболками в следующий раз». Запомнил этот поступок на всю жизнь!
— Сколько у тебя сейчас футболок в коллекции? И какие самые звездные?
— Примерно 70-80 набралось. Но у меня всегда есть правило: если плохо сыграл, то не меняюсь майками, кто бы ни был напротив. Самая звездная, наверное, Роберто Фирмино. Пересеклись с ним в Саудовской Аравии, когда играли с «Аль-Ахли». Такую вещь не найдешь в Черногории.

— Кержаков — лучший нападающий, с которым ты играл в одной команде за всю карьеру?
— Мне удалось поиграть с разными топовыми форвардами. Например, в «Сампдории» у меня в партнерах был Самюэль Это`О, а в сборной Черногории — Стефан Йоветич и Мирко Вучинич. То, что я говорил про Кержакова, относится и к Дзюбе. Артем забил столько голов, отдал много результативных передач, отлично понимает футбол и классно пользуется своими габаритами. Я не могу выделить кого-то одного, честно.
— Вы с Это`О не обсуждали его период в «Анжи»? Он же тогда зарабатывал бешеные деньги.
— Немножко говорили и об этом. Он рассказывал про большое количество автомобилей, частный самолет. Ну а что в этом такого? Человек своим трудом заработал, мог себе позволить. Ему же не просто так много платили. Сейчас смешно говорить, но что если бы они действительно с «Анжи» выиграли Лигу чемпионов? Ставили же и такую задачу. Не получилось, конечно, но все-таки.
Манчини не прощал ошибок
— Давай вернемся к твоему периоду в «Зените». Насколько тебе было обидно из-за того, что постоянно отправляют в аренду?
— Ну в первый год это было вполне ожидаемо, хотя мне не понравился один момент. Был человек на административной должности в клубе, который сказал мне, что я поеду на сборы с основой, а потом буду играть за молодежку. Я ему ответил, что не буду. Почему он мне тогда такие вещи говорил, ведь есть главный тренер? Вот он в тот момент удивился из-за моих слов. В итоге я провел не так много матчей за основу и понял, что мне нужна игровая практика, сам захотел уйти. В Голландии у меня получилось очень плохо, но потом я вернулся. Затем опять аренда, поскольку тренер не видел меня в обойме «Зенита». Следом был период в «Сампдории», «Зените» — 2, испанской «Понферрадине». После этого я понравился Мирче Луческу, хорошо провел сборы и подписал новый контракт. Андре Виллаш-Боашу и Роберто Манчини я был не нужен. Итальянец вообще сразу сказал, что не подхожу ему. Понимаешь, я не просто так менял команды. Мне нужно было доверие. Я тренировался, приезжал домой и не мог уснуть. Чувствовал, что что-то не так.
— Манчини — топ-тренер?
— Я не могу много о нем рассказать, поскольку работал с ним только на сборах. Но мне запомнилось, что Роберто не прощал ошибок, был слишком жестким в, казалось бы, безобидных моментах.

— В чем конкретно это выражалось?
— На тренировках сделаешь маленькую ошибку, и он сразу «пихает». Помню, как мы однажды отрабатывали игру в обороне при стандартах. Он дал указания, но я не понял. В итоге все забежали в штрафную во время подачи, а я остался на своем месте. И Манчини орал так, будто из-за меня мы пропустили и не выиграли Лигу чемпионов... Матом! Мне очень не понравилось. Я же знал итальянский и немножко общался с ним, но я не настолько хорошо владел языком. И он кричал на меня: «Ну что ты, не capito italiano (понимаешь по-итальянски. — Прим. «СЭ»)?» Зачем такие разборки при всей команде устраивать? Это же неуважение! Конечно, мне было безумно обидно, все вокруг это слышали. Хотел меня опустить при игроках, повысить свой авторитет за мой счет. А я не могу молчать в таких ситуациях.
— И как в команде реагировали?
— Не всем нравилось его поведение. И он так себя вел не только в «Зените».
— А что можешь сказать про Мирчу Луческу? При нем у тебя был неплохой период.
— Наверное, один из лучших сезонов был при нем. Я ему доверял и слушал каждое слово. Знаешь, есть тренеры, которые много говорят, но без какой-либо конкретики. Вот с ним такого не было. Он давал ценные советы на поле и вне его. С Луческу мне было комфортно.
«Я бы сделал Кокорина лучшим футболистом России». Он тренировал Роналдо, «Зенит» и выиграл 35 трофеев
Тратил точно больше 50 тысяч рублей в месяц
— Сейчас у нас в России футболисты часто называют смешные суммы, когда спрашиваешь их о тратах. Кто-то говорит про 30-50 тысяч рублей в месяц. Расскажи, сколько ты спускал денег, когда жил в Петербурге?
— В Питере особо не разгуляешься! К тому же я первое время жил с родителями, у меня еще не было детей. Потом уже появилась девушка, своя семья, траты выросли. Но я тратил точно больше 50 тысяч рублей. Кушал в ресторанах, покупал какую-то одежду, хотя жутко не люблю ходить по магазинам один.
— Самая ненужная дорогая вещь, которую ты купил?
— Ой, такого было много. Брендовые куртки, кроссовки, многие до сих пор с этикетками лежат в шкафу. Это и по молодости было, и сейчас проскакивает.
— А штрафы когда-нибудь прилетали?
— Что касается дисциплины, у меня никогда не было проблем. Ты сам видишь, я с тобой договорился об интервью и пришел вовремя. Так что в футболе — нет. Автомобильные штрафы приходили, да. Была однажды такая ситуация: первое время в «Зените» у меня не было машины, и меня на тренировки возил Александр Лукович. Ну мы как-то договорились, что через полчаса он приедет за мной и отвезет на базу. Мама и папа вышли из квартиры, а дверь оказалась заперта. Мне было ее не открыть! У меня паника началась, думал, что сейчас пропущу тренировку. Лукович ждет на улице, а мне никак не выйти. Думал уже через окно выбираться. Слава богу, отец вернулся и открыл дверь.
— Давай поговорим про период в тульском «Арсенале», в котором ты работал с Олегом Кононовым. Как оцениваешь его тренерские качества?
— Очень хороший тренер, который помог мне. Умный, честный человек, деликатный в общении. Оказывал мне сильное доверие, что было важно в тот момент, а я отплачивал ему хорошей игрой. Для меня Кононов — один из лучших тренеров.
— В «Арсенале» вместе с тобой играл Артем Дзюба, который на чемпионате мира стал главной звездой сборной России, хотя его там могло и не быть. Ты тогда видел, насколько он был мотивирован получить вызов от Станислава Черчесова?
— Да-да, он же тогда как раз и приехал в Тулу, чтобы играть. Манчини не давал ему проявить себя в «Зените». Артем очень сильно хотел выступить на чемпионате мира. Дзюба — веселый парень, хотя мне было не до шуток в тот период карьеры. Но никакого негатива, мы хорошо общались.
— Болельщики «Зенита» помнят, что ты принес чемпионство Петербургу, когда забил «Локомотиву».
— И я, конечно, это помню — меня тогда поздравляли. Звонил Слава Малафеев, Александр Медведев. Я еще до игры понимал, что может такое случиться. Для «Арсенала» это ведь тоже важный матч был, мы боролись за попадание в Лигу Европы.

Интервью Кокорина про уровень РПЛ? Я бы никогда не произнес такие слова
— Следишь ли ты сейчас за РПЛ?
— Полные матчи не смотрю, только обзоры, слежу за результатами. Больше всего, конечно, за «Зенитом».
— Александр Кокорин в интервью назвал РПЛ говном, говоря о падении уровня футбола. Ты согласен с ним?
— Такие слова я бы никогда не произнес, ха-ха! Конечно, качество упало. В нынешних реалиях тяжело позвать в РПЛ игроков высокого уровня. Дело ведь и в мотивации: за что сейчас борются команды, не претендующие на чемпионство? Это все влияет. Для них нет разницы, какое место занимать — четвертое, пятое или шестое. В еврокубки все равно не попасть.
— Кристиан Нобоа сказал мне, что чемпионство «Краснодара» — это хорошо для «Зенита», поскольку встряхнет команду. Согласен с ним?
— Я думаю, что «Зенит» не нужно встряхивать. Интерес к победам у клуба никуда не делся. Но, с другой стороны, есть логика в его словах. Сейчас в Петербурге поймут, что где-то недоработали. Я разговаривал с Семаком, и он сказал мне, что второй раз в истории чемпионата команда, которая набрала 66 очков, не выиграла золото. Это же аномалия? Просто в этом году было две чемпионские команды, так получилось. «Зенит», если сделает правильные выводы, может вывести эту ситуацию в положительное русло.
— Кого из футболистов ты бы выделил в нынешнем «Зените»?
— Моего друга Дркушича, Максима Глушенкова и Андрея Мостового.
— Как считаешь, нужно ли, например, Мостовому попробовать свои силы в Европе?
— Думаю, да. Но нужно иметь в виду, что не всегда этот опыт бывает положительным. Зависит от многих факторов, от доверия тренера, от команды. Вот у Далера Кузяева была мечта, и он поехал. Да, не все получается, но попробовал. А Хвича? Теперь он победитель Лиги чемпионов. Есть разные примеры, тут никогда не угадаешь.
— Талант Хвичи был виден сразу, о нем знали во всей Европе.
— Но ему не давали никаких гарантий там, понимаешь? Он проявил себя в «Наполи», а теперь один из лучших в «ПСЖ». Когда Хвича был в «Рубине», разве кто-то мог ожидать, что он станет одним из лучших футболистов в мире? Попробовал, и пока все получается. Молодец!
— Сейчас ты играешь в Узбекистане. Не планируешь вернуться в Россию?
— Конечно, планирую, мне ведь еще только 30 лет. Чувствую себя очень хорошо. Если будут предложения, я готов рассмотреть.
— Например, летом тебе позвонит Кононов и предложит перейти в «Торпедо». Ты согласишься?
— Почему нет? Можно подумать. Но я хочу в «Зенит»!
— С Сергеем Богдановичем еще не договорились о переходе?
— Нет, еще столько не выпил, ха-ха!

Ассоциации
— Напоследок давай поиграем в ассоциации. Я буду называть тебе имена, а ты в нескольких словах скажешь, какие ассоциации они у тебя вызывают.
— Давай!
— Лучано Спаллетти.
— Футбольный папа.
— Александр Бухаров.
— Ого! Неожиданно. Нераскрывшийся талант.
— Андре Виллаш-Боаш.
— Пустая книжка для меня.
— Вообще не общались?
— Примерно через четыре-пять дней после первой встречи он сказал, что ему еще один нападающий не нужен.

— Александр Кокорин.
— Как и Бухаров, нераскрывшийся талант. Мы пересекались с ним на Кипре.
— Что рассказывал?
— В игре против «Ариса» я был в запасе, а в перерыве он встретил меня и говорит: «Пожалуйста, только не выходи на поле, а то сделаешь что-нибудь». В итоге я вышел, сыграл хорошо, поучаствовал в голевой атаке — и мы сравняли счет!
— По твоим ощущениям, Кокорин там кайфует и не планирует возвращаться в Россию?
— Да, там классная погода, много русских, Саша наслаждается жизнью. Не знаю, завершит ли он карьеру на Кипре, но в российском футболе я его сейчас точно не вижу.
— Олег Кононов.
— Честный человек.
— Роберто Манчини.
— Очень жесткий.
— Халк.
— Могучий, сильный.
— Сергей Семак.
— Настоящий друг.
|
|
И | В | Н | П | +/- | О | ||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
1
|
Краснодар | 17 | 11 | 4 | 2 | 34-10 | 37 | |
|
2
|
ЦСКА | 17 | 11 | 3 | 3 | 28-14 | 36 | |
|
3
|
Зенит | 17 | 10 | 6 | 1 | 32-12 | 36 | |
|
4
|
Локомотив | 17 | 9 | 7 | 1 | 35-21 | 34 | |
|
5
|
Балтика | 17 | 8 | 8 | 1 | 22-7 | 32 | |
|
6
|
Спартак | 17 | 8 | 4 | 5 | 25-22 | 28 | |
|
7
|
Рубин | 17 | 6 | 5 | 6 | 16-20 | 23 | |
|
8
|
Акрон | 17 | 5 | 6 | 6 | 22-24 | 21 | |
|
9
|
Динамо | 17 | 5 | 5 | 7 | 26-25 | 20 | |
|
10
|
Ахмат | 17 | 5 | 4 | 8 | 21-25 | 19 | |
|
11
|
Ростов | 17 | 4 | 6 | 7 | 13-20 | 18 | |
|
12
|
Кр. Советов | 17 | 4 | 5 | 8 | 20-31 | 17 | |
|
13
|
Динамо Мх | 17 | 3 | 6 | 8 | 8-20 | 15 | |
|
14
|
Оренбург | 17 | 2 | 6 | 9 | 17-28 | 12 | |
|
15
|
Пари НН | 17 | 3 | 2 | 12 | 11-28 | 11 | |
|
16
|
Сочи | 17 | 2 | 3 | 12 | 14-37 | 9 | |
| 5.12 | 19:00 | Ахмат – Оренбург | - : - |
| 6.12 | 14:00 | Ростов – Рубин | - : - |
| 6.12 | 16:30 | Спартак – Динамо | - : - |
| 6.12 | 19:30 | Зенит – Акрон | - : - |
| 7.12 | 14:00 | Динамо Мх – Пари НН | - : - |
| 7.12 | 16:30 | Сочи – Локомотив | - : - |
| 7.12 | 19:00 | Краснодар – ЦСКА | - : - |
| 7.12 | 19:00 | Балтика – Кр. Советов | - : - |
| Г | ||
|---|---|---|
|
Алексей Батраков
Локомотив |
10 |
|
Мирлинд Даку
Рубин |
9 |
|
Максим Глушенков
Зенит |
8 |
| П | ||
|---|---|---|
|
Эдуард Сперцян
Краснодар |
10 |
|
Алексей Батраков
Локомотив |
5 |
|
Зелимхан Бакаев
Локомотив |
4 |
| И | К | Ж | ||
|---|---|---|---|---|
|
Джон Кордоба
Краснодар |
15 | 1 | 1 |
|
Диего Коста
Краснодар |
15 | 1 | 5 |
|
Александр Джику
Спартак |
8 | 1 | 3 |







