Это награда Сафонову за то, что не сдался. Многие бы скисли или ушли в глубокий негатив
Перед стеной из фанатов «ПСЖ» в парижских воротах вдруг выросла другая стена
Такое надо смотреть в прямом эфире — и как же я рад, что повезло найти трансляцию. Глазам своим не верил, наблюдая за четырьмя отбитыми Матвеем Сафоновым пенальти подряд. И где — в Межконтинентальном кубке, в матче победителей главных клубных турниров Европы и Южной Америки!
Не зря во время овертайма уже очень хотел, чтобы дело дошло до серии одиннадцатиметровых и у нашего голкипера «ПСЖ», минимально задействованного в игре в основное и дополнительное время матча в Дохе, появилась возможность проявить себя по-настоящему на всемирной сцене. Та возможность, которой у него не было полгода назад в финале Лиги чемпионов, когда он сидел на скамейке за спиной Джанлуиджи Доннаруммы.
А теперь Сафонов ее получил — и воспользовался на двести процентов. При втором ударе «Фламенго» вытащил из угла мяч от опытнейшего экс-полузащитника «Атлетико» Сауля — и понеслось.
В общем-то у Матвея было моральное преимущество — он не ошибался в игре. Тогда как его оппонент Августин Росси «привез» нелепейшим образом уже в начале встречи (хотел не дать сопернику заработать угловой, но подарил возможность забить Фабиану Руису). К его величайшему облегчению, ВАР обнаружил, что мяч до этого пересек лицевую линию и ушел-таки на угловой.
Потом «привез» второй, прервав прострел Дезире Дуэ идеально удобным «голевым пасом» на Хвичу, — и тут уже ничто не могло помешать грузину открыть счет, а арбитру этот мяч засчитать.
Наконец, «привез» третий на последних секундах добавленного времени, неудачно сыграв на выходе, — но капитан «ПСЖ» Маркиньос, опять же на большую удачу аргентинского кипера, не успел вывернуть стопу при простреле в нужном направлении, и мяч из середины вратарской полетел не в сетку, а в обратную сторону.
До серии пенальти Росси все же «дожил». Но нервов на нее Сафонов сберег гораздо больше. Сам-то он в игровое время пропустил от Жоржиньо как раз с пенальти, не им и не по его вине заработанного. Да, работы у Матвея было мало, но и вопросов — никаких. И в игре ногами, в отличие от Августина, не плошал, соперникам и в аут не пасовал.
Со вторым из отбитых им пенальти в серии, сразу после выстрела в небеса Усмана Дембеле, повезло — показалось, что все-таки Сафонов оторвал обе ноги от линии ворот до удара. Но ВАР рассудил, что нет. Иногда такая доля удачи сыгравшего в его пользу полумгновения и благосклонного судейского взгляда ох как нужна.
В воротах «ПСЖ», за которыми была стена из парижских фанатов (опять же — удача!), вдруг выросла другая стена. Бразильцы били хоть в левый угол, хоть в правый, хоть по центру — Сафонов тащил все. Он поймал кураж, это было видно по каждому взгляду, жесту, языку тела. Игроки «Фламенго» с каждым ударом боялись все больше, подходя к точке, когда он с какой-то завораживающей магией приплясывал перед ними. Русый вратарь с косичкой благодаря своим сейвам (плюс немножко — и этим танцам) словно увеличивался для них в размерах, а ворота будто становились все меньше.
И даже впечатляющий, с «отстегнутой» вверх рукой сейв Росси при четвертом ударе его не смутил. Матвей тут же потащил из правого угла — от Араужо. И все закончил. Команда, все эти действующие победители Лиги чемпионов с действующим же обладателем «Золотого мяча» и еще кучей мировых звезд тут же рванули к Сафонову и прямо там, за воротами перед самой трибуной, в стихийном порыве начали качать!
Безнадега снаружи. Помогла ли с ней справиться классика в машине?
Это награда Сафонову и за то, что, полностью потеряв игровую практику с начала этого сезона после прихода Люки Шевалье, он не бросил весла, не обиделся, не запросился на выход, а продолжил рубиться. Месяцами — исключительно на тренировках, и можно только представить, что Матвей все это время чувствовал, как сжимал зубы и сдерживал понятные порывы. Он приезжал в сборную, там порой результативно ошибался, как в ноябре на последних минутах с Перу, когда победа превращалась в ничью. Понурив голову, возвращался в клуб, понимая, что все это наверняка видели и качали головами.
Возвращался — и продолжал биться. Многим на его месте показалось бы, что с ветряными мельницами.
И наконец, в декабре он дождался возможности проявить себя — одной, второй, третьей. Кто-то скажет — из-за травмы Шевалье. Так ведь спорт и состоит в том, что человек благодаря тому или иному стечению обстоятельств получает шанс. Но кто-то, не щадя себя все это время «безшансия», оказывается готовым его использовать, а кто-то — нет. Другого пути не существует. И одни идут вверх, другие — вниз.
Тот же Матвей после солидного первого сезона в Париже в тандеме с Доннаруммой, после более полутора десятков матчей в нем, после выигранного им Кубка Франции никак не заслуживал такой плотной, безвылазной отправки на лавку, какая случилась в этом сезоне. Многие на его месте либо скисли бы и на все плюнули, либо смертельно оскорбились и ушли бы в глубокий негатив. Кто-то еще, с учетом появления в команде украинского защитника Ильи Забарного, начал бы загоняться мыслями, что тут дело не только и не столько в футболе. А он просто продолжил работать. Как и должен был поступить настоящий спортсмен.
Может, мудрости и спокойствия вратарю придало то, о чем он рассказывает в своем Telegram-канале, — в последние месяцы он каждый день в машине слушает в формате аудиокниг классику: Пушкина и Достоевского, «Евгения Онегина» и «Игрока». Сейчас взялся за «Преступление и наказание» и отмечает, что после тренировок «максимально резво идет к машине». Естественно, за новой главой.
Ему не судьба была доехать до Катара со сборной в 2022-м. Зато судьба — с «ПСЖ» в 2025-м!
Так Матвей и дошел до новой главы в собственной судьбе.
Прошло время, и главный тренер Луис Энрике оценил его, как выразился бы Станислав Черчесов, «спортсменистость», упертость, неготовность сдаваться и искать оправдания. А затем вы все видели сами.
Как же интересно, что будет дальше. Матвей теперь номер один в «ПСЖ»? Или начнется 2026-й и восточная сказка закончится, а Шевалье вернется в ворота?
Но это будет уже не столь важно, потому что теперь у Сафонова уже есть «несгораемая сумма». Гораздо большая, чем прошлогодний Кубок Франции.
Первые в истории турниров ФИФА (в соревнованиях УЕФА, конкретно финале Кубка чемпионов, это делал Хельмут Дукадам из «Стяуа») четыре взятых пенальти в одной серии.
И полет с рук партнеров на стадионе в Катаре, куда ему не по его вине (вы же помните тот фантастический матч в Сплите, а перед стыками в жизнь вмешались совсем иные обстоятельства) не судьба была приехать в 2022-м со сборной, зато судьба — с «ПСЖ» в 2025-м.
И выигранный благодаря ему Межконтинентальный кубок.
Его кубок!
Дай волю эмоциям вместе с FONBET — получи до 15 000 рублей на первую ставку без депозита
18+ Реклама. Рекламодатель: ООО «ФОНКОР» (ИНН: 7726752148).






