Лига чемпионов по-кипрски: «Пафос» с боссами из России, разгром без огорчения и Кейн с дублем
Кипр: четвертый заход в ЛЧ. Впервые в Лимасоле
Вы когда-нибудь слышали, чтобы у самого современного стадиона страны было три с половиной хозяина и три домашние раздевалки? Вчера мне на таком довелось побывать — и сделать это в необычной роли, которая позволила не просто увидеть пять голов «Баварии» и дубль Харри Кейна, а в ответ — красавец в ворота Мануэля Нойера, но и пообщаться с теми, к кому в обычной ситуации тебя и близко не подпустят.
Впрочем, обо всем по порядку.
Почти каждый сезон дарит необычные для Лиги чемпионов места, в которых этот турнир счастливы видеть просто как праздник, который, перефразируя Хемингуэя, далеко не всегда с тобой. Для чемпионского ныне Парижа, Мюнхена, Лондона, Мадрида, Милана это соревнование — приятные, но будни. Не может быть и года, когда ЛЧ бы там не проводилась.
А вот Кипр — локация редкая: групповой этап пришел сюда в четвертый раз, причем впервые за 11 лет с сезона-2014/15. Конечно, и такую частоту не сравнить с Казахстаном, который во вторник принял домашний матч турнира впервые спустя 10 лет — да еще и сразу с мадридским «Реалом». Так что огромные очереди, в которых даже президент ФИДЕ Аркадий Дворкович простоял час и попал на игру с 15-минутным опозданием, и, по свидетельствам очевидцев — просто давка перед входом на первый матч «Кайрата», удивлять не должны.
Команда русского бизнесмена с первого раза пробилась в ЛЧ! Исторический гол «Пафоса» забил экс-торпедовец
В кипрском Лимасоле, куда Лига чемпионов также пришла впервые, все было куда умиротвореннее, чем в Алма-Ате. Никто ничего не штурмовал и в очередях часами не простаивал. Менее чем за час до матча, когда, по всем прикидкам, у входа на новенькую (2022 года рождения) арену «Альфамега» с «населением» 11,5 тысячи человек должно было быть максимум народа, я вышел из пресс-центра и увидел, что очереди у входов в сектора небольшие и проходят стремительно. Какая там давка, какие удары полицейских дубинками по рукам болельщиков? Людей в форме на территории арены не было вообще.
Не было, правда, и точек питания: чтобы купить что-то поесть, нужно было прошагать довольно приличную дистанцию за пределы арены к одному из входов. Туда, как и на каждую игру, подогнали несколько фургонов с едой — в частности, со вкусными, совсем не «пластиковыми» сэндвичами с сыром халуми и овощами, которым коллега спас меня в пресс-центре.
На территории «Альфамеги», как и любого другого кипрского стадиона, ими торговать нельзя — они принадлежат государству, у которого монополия на все, что происходит внутри арен. Госкомпания, связанная с Кипрской федерацией футбола, как в старом анекдоте, «кормить в пути не обещала» — вот и приходится выходить из ситуации при помощи этих фургонов.
Зато и сверхцен за поход на Лигу чемпионов не ломят. Вокруг везде слышна русская речь, и у одного молодого человека с девушкой, стоявших в тех самых мини-очередях, я едва успел спросить, легко ли было попасть на это диво дивное — ЛЧ на Кипре.
— Легко, — ответил парень. — 120 евро за весь пакет из четырех матчей — и билеты твои. Все без проблем оформили онлайн, когда начались продажи. Мы из Москвы, переехали в Пафос. В футболе я не силен, но пропустить такое знаменательное событие никак не могли.
Стадион с тремя домашними раздевалками. А «Пафос» — в четвертой!
Тут и местная версия Fan ID есть, и алкоголь на трибунах запрещен — все как мы привыкли. А новые стадионы, такие как «Альфамега», — огромная редкость: дело даже не в том, что места мало (эта арена, например, стоит, по сути, в чистом поле), а в огромном государственном регулировании и в том, что частных арен здесь просто не может быть.
Менее чем десятитысячный стадион имени Стелиоса Кириакидеса в Пафосе построен 40 лет назад и, как все говорят, уровня даже не ФНЛ, а второго российского дивизиона: одна трибуна, беговая дорожка, рядом с полем — жилые дома. Поэтому не было даже речи о том, чтобы УЕФА принял его для еврокубков. Три предыдущие Лиги чемпионов с участием киприотов (однажды — «Анортосис» и дважды — АПОЭЛ) игрались на ГСП, 20-тысячнике в столице, Никосии. Именно там в стартовом туре ЛЧ-2011/12 АПОЭЛ сенсационно обыграл 2:1 «Зенит» Лучано Спаллетти, у которого забил только нынешний зенитовский босс Константин Зырянов. А автор победного мяча киприотов бразилец Айлтон вскоре проследовал в «Терек».
Но ГСП, где чаще всего играет сборная Кипра (хотя следующий матч с Австрией она проведет на «Альфамеге»), — стадион старый, там плохие ложи, а главное — расположен гораздо дальше от Пафоса, чем Лимасол, в 150 километрах. Пафос — на юго-западной оконечности острова, столица — на севере, а курортный Лимасол, считающийся центром жизни в стране и центром обитания русскоязычной публики, — аккурат между ними, даже чуть ближе к Пафосу, меньше 70 км.
«Альфамега» — из тех новых арен разных стран, до которых можно добраться только на автомобиле: недаром ее окружают здоровенные парковки. Она расположена даже не в самом городе, а в пригороде, Колосси, по соседству — ферма с коровами. Коллега Андрей Бодров, часто здесь бывающий, отреагировал на мой пост в Telegram с рассказом о стадионе ценным краеведческим сообщением, что, если ветер с пастбища дует в сторону арены, запашок на ней бывает — мама не горюй. Я сразу вспомнил Катар и арену финала ЧМ-2022 — куда, правда, с подступов к ней запахом навоза не задувало, потому что стадион суперсовременный.
Но нам с «Баварией» повезло. Ветер был минимальным и, видимо, с другой стороны, теплынь (не кляни уж, дорогой читатель) райская — градусов двадцать пять. Для полутора тысяч фанатов из Мюнхена и окрестностей, занявших одну из трибун, — выезд мечты.
У арены этой, повторюсь, принадлежащей государству, три постоянных хозяина, исторические команды Лимасола, существующие еще с тридцатых годов прошлого века. И все на «А»: «Арис» (тот самый, где капитанит перенесший на днях небольшую операцию на колене и выбывший на пару месяцев Александр Кокорин), «Аполлон» и АЕЛ. И у каждой — по постоянной домашней раздевалке с их расцветками и эмблемами! Более того, во время вечерних игр, проезжая мимо «Альфамеги», можно сразу понять, кто сейчас играет. Потому что она расцвечена именно в «оперение» того домашнего клуба, который сейчас на поле: «Арис» — зеленый, «Аполлон» — голубой, АЕЛ — желто-синий.
«Пафос», также играющий в голубом, в этом году впервые ставший чемпионом Кипра, из принципа не стал «селиться» ни у одного из соперников по чемпионату. Он, представьте, выбрал гостевую! А «Баварию» отправили к АЕЛ. Не знаю, как насчет «Аполлона», но «Арис», чемпион Кипра-2023, свою никому и ни при каких условиях не отдает. Тем более «Пафосу», с которым в прошлом сезоне почти до конца боролся за золото. Но за три тура до финиша был им больно бит в очной встрече — 0:4. На этом все закончилось.

Поэт на логотипе, российский хозяин, автор решающего гола для выхода в ЛЧ — экс-форвард «Торпедо», тренер — бывший ассистент Эмери в «Спартаке»
Если в «Арисе» из России — главная звезда, то в «Пафосе» — руководство. Фактическим, хотя и неформальным, владельцем клуба с 2017 года все называют Сергея Ломакина, которого связывают еще и с «Родиной» в первом российском дивизионе, и с целым рядом других клубов в разных странах. Болельщик «Реала», он мечтал вывести хотя бы один свой клуб в Лигу чемпионов — и вот мечта сбылась. После домашнего матча последней стадии квалификации с «Црвеной Звездой», в котором решающий и очень красивый мяч в концовке забил бразилец Жажа (некоторое время играл за «Торпедо»), не дающий интервью бизнесмен даже вышел на очень приличное для такой степени загрузки поле «Альфамеги», и футболисты принялись его качать, как главного тренера. Должно быть ему приятно и финансово: мне называли цифры годового бюджета клуба примерно в 20 миллионов евро, а 18 «Пафос» получил за один только выход в группу. А потом еще и стартовал с гостевой ничьей с «Олимпиакосом», причем играя часть матча в меньшинстве!
Еще один наш человек, Роман Дубов, — первое лицо клуба. Когда-то совладелец «Портсмута» и директор по развитию «Тоттенхэма», он играет в... любительской хоккейной команде «Роспресса», где выходит на лед, в частности, с колумнистом «СЭ» Денисом Казанским.
Тренирует «Пафос» испанец Хуан Карлос Карседо — многолетний ассистент Унаи Эмери. Помогал он королю Лиги Европы и в «Спартаке», а с 2019 года строит собственную карьеру. До него в этом клубе тренеры менялись постоянно, редко кто дотягивал до года. Вполне могло такое произойти и с Карседо, в чемпионате-2023/24 занявшим лишь пятое место. Но в последнем матче сезона, за Кубок Кипра, он взял трофей. Это его и спасло.
А тут еще и спортивный блок клуба, обычно продававший и покупавший по 12-14 человек за трансферное окно, внес только точечные поправки, и едва ли не впервые у «Пафоса» появилось время стать командой. Что и произошло. Карседо — естественно, получивший приз тренера года в стране — сработал мастерски. Притом что команда играла в группе и вышла в плей-офф Лиги конференций и у нее было около шестидесяти игр за сезон, она прошла турнир ровно, без спадов — наоборот, к концу она только прибавила. В «Арисе», в прошлом сезоне в еврокубках не игравшем, надеялись, что рано или поздно при таком графике соперник «сдуется», но все произошло с точностью до наоборот, и в решающем матче команда Карседо оппонента просто «убила».
«Кайрат», «Пафос» и «Буде-Глимт» впервые в Лиге чемпионов! Увидим в главном еврокубке Хайкина, Сорокина и клуб российского бизнесмена
Впервые и при Ломакине, и вообще (клуб образован в 2014 году путем слияния двух мало популярных городских команд) стала чемпионом страны. И за нее, в отличие от Лимасола, болеет весь город — демоверсия Санкт-Петербург vs Москва. А документалка «Пафос» против всего мира» стала самым популярным документальным фильмом в истории Кипра — более 1,2 миллиона просмотров в YouTube.
У «Пафоса» крайне необычный логотип. Много ли вы знаете клубов, на чьей эмблеме изображен... поэт? Эвагорас Палликаридис — герой борьбы за независимость Кипра, казненный британским правительством в 19 лет за сотрудничество с ЭОКА — подпольной организацией греков-киприотов, основанной в середине 1950-х годов с целью изгнать британцев с Кипра и присоединить остров к Греции. Получилось, правда, нечто среднее.
А 30 октября на Кипр пожаловал один из самых известных сейчас в мире британцев Харри Кейн и забил два. Не в порядке мести киприотам, а просто потому, что чуть ли не лучше и стабильнее всех в мире умеет поражать чужие ворота.

Упущенный Хуммельс, футбол со второго ряда и дубль Кейна из глубины
Поездку на Кипр задумал уже довольно давно, коллеги знали о ней — и казахстанская телекомпания QSport попросила помочь и выступить в качестве корреспондента на послематчевых флеш-интервью. Ведь следующий матч «Пафос» играет как раз в Алма-Ате, и Казахстану требовались цитаты киприотов о предстоящей игре. Заодно можно было попробовать (без каких-либо гарантий) запросить и баварцев. С удовольствием согласился: интересно же и в редкой роли себя попробовать (делал это прежде только однажды — с московского матча ЛЧ «Спартак» — «Челси» для официального сайта УЕФА), и, с некоторой вероятностью, получить доступ к людям, к которым иным способом даже близко не подберешься, и уж тем более один на один.
Но для начала случилось маленькое разочарование. Которое, впрочем, дальнейшими событиями было полностью компенсировано.
В пресс-центр для инструктажа телевизионщиков со стороны пресс-службы УЕФА нужно было явиться аж за 3,5 часа до игры. На этой наполненной юмором «планерке» довелось узнать по минутам, когда каждая из команд должна прибыть на стадион, во сколько выйти на разминку, а перед самим матчем — из раздевалок на поле. Проговаривались буквально все детали, и я бы уже не удивился, услышав, что Мануэль Нойер будет переступать порог подтрибунного помещения и арены, выходя на гимн лиги, в 20 часов 57 минут 28 секунд. До секунд, однако, дело не дошло.
Зато через некоторое время дошло до прихода в пресс-центр Матса Хуммельса, после окончания карьеры этим летом работающего на ТВ. Ох как захотелось с ним поговорить в любом доступном формате — расспросить и про «Боруссию» с «Баварией» (за кого, например, сейчас болеет, когда два его бывших клуба играют между собой), и про окончание карьеры в «Роме», где они одновременно ушли с Клаудио Раньери, и про то, как без него все стало грустно с центральными защитниками у сборной Германии, — да много о чем!
А главное, он дал предварительное добро. Но ушел в офис УЕФА и сказал, что попозже, поскольку ему надо было отработать обязательную программу. Вот только я, ожидая его около часа, занял стратегически неправильную позицию, из которой не просматривался коридор от резиденции УЕФА до лифта. Дальше вы уже все поняли — Хуммельс исчез. Я ждал его, пока оператор Ваня ходил за пределы стадиона за сэндвичами, но так и не дождался. Увидел Матса только через час после игры спешащим на выход к другим немецким телевизионщикам: «Извините, они меня уже заждались». Так что дело ограничилось только совместным фото. Ладно, даст бог, еще свидимся...
Пока же заедаю эту досаду сэндвичем и параллельно наблюдаю, что немцы о питании своих журналистов (как минимум всех сотрудников телевидения, включая технический персонал) позаботились отдельно — им принесли коробки с едой. После игры обнаружатся даже шампанское и пиво. Но местным и коллегам из третьих стран их не предлагали.
На Кипре прежде был дважды, в предыдущий раз — четверть века назад. А первый визит, от «СЭ» на сборы в феврале 1995 года с камышинским «Текстильщиком» Сергея Павлова, стал вообще первой моей загранпоездкой. И жил тридцать лет назад в том же Лимасоле — тогда еще без русскоязычной речи повсюду. Разве что дома у Давида Кипиани в Никосии, где обнаружил великого грузинского полузащитника, а тогда уже тренера, на костылях — порвал ахилл, играя в футбол с друзьями. Но поляна теми самыми друзьями уже накрывалась настоящая, тбилисская, и с интервью пришлось повременить до следующего утра...
Не помню, чтобы тогда выбирался на какой-то местный футбол за исключением контрольных матчей «Текстильщика». Так что официальный матч на Кипре теперь для меня был первым. И что бросилось в глаза — тесная связь команды с публикой, несмотря на то что дело было в другом городе. Весь «Пафос» не после, а перед игрой подошел к «фанатке» и поприветствовал ее. Та, в свою очередь, яростно поддерживала своих и при 0:2 к 20-й минуте, и при 0:4 к 35-й...
Я видел все эти голы, сидя на втором ряду напротив штрафной «Пафоса». Когда еще посидишь так близко к полю на Лиге чемпионов? Когда с нескольких метров будешь наблюдать, как рвет и мечет на правом фланге Майкл Олисе, как баварцы разыгрывают «стеночки», доходившие чуть ли не до линии ворот и завершавшиеся голами; за умными действиями Кейна на непривычной позиции из глубины под Николасом Джексоном — когда соперник настолько слаб, можно сыграть и по такой модели? Когда поностальгируешь, видя совсем рядом с собой с мячом старину Давида Луиза, по-прежнему волосатого, хоть прическа его уже не так пышна? После четырех лет в Бразилии, во «Фламенго» и «Форталезе», легендарный защитник внезапно вернулся в Европу, причем на Кипр, и так же внезапно оказался в Лиге чемпионов.
Конечно, у «Пафоса» не было против «Баварии» никаких шансов, и это стало ясно почти сразу — хотя первый удар, над перекладиной, и нанесли хозяева. Но потом Кейн, который, к сожалению, на мой фланг совсем не смещался, а был либо в центре, либо слева, тихонечко катнул в дальний — и понеслось.
Но когда перед самым перерывом 32-летний хорват Мислав Оршич, который и на ЧМ в Катаре был, при 0:4 издали засандалил самому Нойеру в «девятку» по уходящей траектории — на трибунах «Альфамеги» начался праздник, который не могло омрачить уже ничто. И вовсю размахивал флагом «Пафоса» инвалид на первом ряду, и детишки показывали баннер с просьбой о майке Давида Луиза, и обнимался с публикой маскот-дракон Драко.
Сам Оршич, с которым мы общались после матча, правда, большого восторга по поводу гола не проявлял — мол, что об этом говорить при таком счете? Человек опытный, футбол повидавший, он как минимум не хотел внешне проявлять гордость от такого мяча, забитого такому вратарю. Но имел на нее абсолютное право, предпочтя, однако, затаить его где-то внутри.
Джексон чувствует, что его любят в «Баварии»
Честно говоря, не ожидал, что мне на флеш-интервью дадут кого-то не только из «Пафоса» (а оттуда пришли и тренер Карседо, рассказавший, что они по-прежнему дружат и тепло общаются с Эмери, и Давид Луиз, и Оршич, и Драгомир), но и из «Баварии», — в обязательную программу это не входило. Но как-то все благодаря пресс-службам и пресс-офицеру УЕФА сложилось, и ко мне подошли и Венсан Компани, и Николас Джонсон, и даже Харри Кейн. Разговор с ним, как и с Давидом Луизом, напишу отдельно, а вот что сказали главный тренер и форвард, арендованный в Мюнхен из «Челси».
— Сезон «Бавария» начала блестяще. Вы чувствуете, что у вас уже сформирована команда, готовая сражаться за трофей Лиги чемпионов? — спрашиваю Компани.
— В октябре не нужно бороться за титул. Думаю, сейчас важнее просто выигрывать матчи. Считаю, то, что мы делаем на данный момент, делаем хорошо, и сегодня был очередной качественный матч. Мне не кажется, что люди автоматически недооценивают соперника, но, на мой взгляд, нам нужно было показать хороший уровень, чтобы достичь результата. Мы сделали это — и теперь можем двигаться дальше.
— Показалось, что вы использовали Кейна из глубины при Джексоне на острие. Понравился ли вам такой вариант?
— Это происходило не в целом, а в отдельных фазах игры. Но, если вы увидите моменты, когда мы завершали атаки, оба всегда оказывались в штрафной, а это самое важное. Харри забил два мяча, это было здорово для нас сегодня. У нас было много шансов забить еще, и Джексон тоже выглядел хорошо.
— Можете сравнить прошлогоднюю и нынешнюю «Баварию»? В чем отличия и насколько выросла с тех пор ваша личная уверенность в себе как молодого тренера, работающего с суперклубом?
— Вы могли бы задать мне этот вопрос, когда мне было пять лет, и тогда уверенность тоже никогда не была бы проблемой, ха-ха. Дело скорее в том, что прошлый год остался позади, а сегодня мы должны не оглядываться назад, а смотреть вперед. Стараемся каждый раз прибавлять и двигаться дальше. Выиграли — идем вперед и концентрируемся на следующем матче.
Форвард Николас Джексон, автор одного из мячей, на вопрос об опасности недооценки соперника в таком матче сказал:
— Мы не выбираем, где играть лучше, а где хуже. В каждой игре мы просто показываем свой уровень, а дальше уже смотрим на результат. «Пафос» — хорошая команда, но и мы сыграли очень хорошо, очень интенсивно и заслужили эту победу.
— Что вы ощущаете, играя в атаке «Баварии» рядом с Харри Кейном, причем вы — на острие, а он — чуть из глубины?
— Это потрясающе! Кейн — тот, за кем я наблюдал с юных лет, за кем внимательно следил, как и за многими другими сильными нападающими. Поэтому очень рад быть рядом с ним, учиться у него и даже стараться перенять у него какие-то навыки. Счастлив играть с ним вместе!
— Хотите ли вы, находящийся в аренде из «Челси», по итогам этого сезона подписать полноценный контракт с «Баварией»?
— Сейчас я на этом не сосредоточен. Просто хочу наслаждаться моментом, идти от игры к игре, а там посмотрим, что будет дальше. Конечно, это великая команда, и мне в ней нравится. Чувствую, что меня любят, и очень рад быть здесь. А дальше увидим, что произойдет.




