Раньше было лучше: «ранний доступ» убивает игровую индустрию?
Что из себя представляет ранний доступ
Модель распространения через Early access дает возможность разработчикам выпустить работающий прототип игры, чтобы привлечь внимание и финансовую поддержку со стороны аудитории. Концепция раннего доступа дает возможность развиваться инди-проектам. Альтернатива в виде сбора средств при помощи краудфандинга или других платформ не дает пользователям попробовать игру на этапе разработки, что усложняет привлечение средств. Еще реже маленькой команде энтузиастов удается найти инвестора или издателя.

Ранний доступ же «на бумаге» выгоден всем. Разработчики получают деньги на дальнейшее развитие проекта, а игроки могут наслаждаться уже имеющимся контентом неограниченное количество времени.
Ранний доступ стал проблемой?
На нашем сайте уже выходила статья про основные проблемы современного геймдева, в этом же материале подробнее рассмотрим негативное влияние раннего доступа. Взаимовыгодная концепция помогла многим проектам «появиться на свет», но со временем слишком много игр стало выходить в «незаконченном» состоянии. При этом все чаще ранним доступом стали пользоваться компании с ресурсами и возможностями. Индустрия получила не только больше интересных проектов от инди-разработчиков, но и удобный довод в оправдании недостатков собственной игры.

Также ответственность студии за ранний доступ снижалась с точки зрения морали и юридических нюансов. Единственным ключевым требованием было обязательство когда-нибудь выпустить игру. Никаких точных сроков выхода проекта в релиз. Дополнение «все еще может измениться» практически полностью снимает ответственность с разработчика, ведь любые недостатки позже можно будет оправдать «изменениями в концепции».
Какие игры успешно «дошли» до релиза?
Не все в индустрии плохо, из раннего доступа вышло много качественных и высоко оцененных игр. Например, RimWorld стал лучшим симулятором колонии поселенцев и «генератором историй». Проект разрабатывался одним человеком. Концепция казалась слишком рискованной для инвесторов, поэтому ранний доступ значительно помог в развитии игры. Subnautica также прошла путь через Early access, а на данный момент у нее больше 97% положительных обзоров в Steam. Baldur's Gate 3, хит 2023 года, дорабатывался с учетом обратной связи от сообщества, которую оставляли «участники» раннего доступа. Даже «король долгостроев» DayZ вышел спустя примерно пять лет разработки студией Bohemia Interactive.

Вечные узники раннего доступа
Может возникнуть ложное ощущение, что проблемы никакой и нет, но это тоже неверно. В большинстве случаев можно понять, выйдет ли проект законченным когда-нибудь, лишь в момент релиза. Тот же DayZ успели «похоронить» фанаты, большинство из которых успело потерять надежду на будущее проекта. Настоящая проблема в тех играх, о которых большинство людей не слышало или уже забыло. Вряд ли найдется много помнящих проект Godus пользователей. Другим примером может послужить Race To Mars, которая находится в раннем доступе с 2014 года и, скорее всего, никогда не получит «релизное» обновление.

Катастрофа, которой на самом деле нет
Только масштаб беды, а точнее, особый трепет в отношении Early access преувеличен. Проблема существует, но чаще всего выражается в полной непредсказуемости результата. Игрок не знает ни конечный концепт проекта, ни сроков разработки. Нет даже никакой уверенности в технической стабильности на релизе, если он еще будет. Только это стало частью игровой индустрии в целом. Однообразными механиками и техническими проблемами перенасыщены проекты, которые никогда не находились в раннем доступе. Возможно, «ящик Пандоры» когда-то и открыл ранний доступ, но на данный момент это уже не имеет значения.



