«Инвестор передумал». Тарифная политика Трампа похоронила проект Майкла Джонсона?
Амбициозный коммерческий проект легкоатлетической лиги Grand Slam Track, скорее всего, сдулся после первого же сезона. Основатель серии четырехкратный олимпийский чемпион Майкл Джонсон заявил, что у лиги возникли «серьезные проблемы с денежными потоками» из-за того, что один из ключевых инвесторов отказался от своих обязательств. Ранее Grand Slam Track отменил этап в Лос-Анджелесе и на данный момент должен призерам трех состоявшихся под своей эгидой турниров не менее 13 миллионов долларов. По словам Джонсона, если в ближайшее время у проекта не появятся новые партнеры, сезона 2026 года у лиги не будет. Это грустные новости, поскольку GST не был связан с федерацией World Athletics и теоретически мог допустить россиян на свои соревнования, несмотря на все санкции.
Думаю над этим, просыпаясь посреди ночи
Проект Grand Slam Track, запущенный Джонсоном в этом году, предполагал выплаты в 100 тысяч долларов победителям каждого этапа. Правда, для этого атлет должен был успешно выступить сразу в двух дисциплинах. Первый этап Grand Slam Track прошел в апреле на Ямайке, затем состоялись старты в США — в Майами и Филадельфии. Большого ажиотажа в медиа они не вызвали. И хотя некоторые звездные атлеты польстились на солидный гонорар, даже уровня конкуренции Бриллиантовой лиги достигнуть не удалось. Закончилось все это отменой этапа в Лос-Анджелесе и слухами об огромных долгах лиги за аренду стадионов и по выплате призовых спортсменам.
— Выход из проекта ключевого инвестора стал для нас огромным ударом, — заявил Джонсон в интервью Front Office Sports. — Это вызвало серьезные проблемы с денежными потоками и поставило нас в трудное положение. Сейчас мы находимся в очень, очень сложной экономической ситуации, которая является беспрецедентной и затронула многих людей. Вероятно, мы поторопились. Нам нужно было действовать осторожнее. И безусловно, мы так и поступим в будущем. Последние пару месяцев мы очень усердно работали, чтобы позаботиться обо всех и создать задел на следующий сезон. Это то, над чем я думаю, просыпаясь посреди ночи, и о чем начинаю заботиться каждое утро».
Джонсон не назвал имени бизнесмена, который «кинул» легкоатлетов. Однако известно, что среди тех, кто вкладывался в проект, был миллиардер Билл Экман (и его компания Winners Alliance), а также инвестиционная фирма из Кремниевой долины APL Ventures, возглавляемая Альбертом Ли. Вместе они намеревались вложить в лигу около 40 миллионов долларов. Однако высокая волатильность на фондовом рынке, вызванная новой тарифной политикой Дональда Трампа, привела к тому, что предприниматели решили вложить свои деньги с большей выгодой. «В апреле мы наблюдали небольшой сейсмический сдвиг в экономике из-за тарифов», — пожаловался четырехкратный олимпийский чемпион.
Способны принимать трудные решения
Джонсон уверяет, что проект Grand Slam Track имел большой успех на телевидении и в соцсетях. Якобы это привело к появлению новых желающих вложиться к легкую атлетику. Однако на данный момент Джонсон не погасил даже сравнительно небольшой долг за аренду стадиона в Майами. Призовые за турнир в Кингстоне лига обещает заплатить к концу июля, а за соревнования в Филадельфии и Майами — к концу сентября. Между тем стало известно, что GST уволил несколько сотрудников, сократил зарплату оставшимся на 15 процентов, а также притормозил активность в соцсетях. Это все привело к панике среди атлетов, которые через соцсети начали требовать свои деньги. Успокаивать их пришлось даже главе World Athletics Себастьяну Коу, хотя он формально не имеет никакого отношения к проекту Джонсона. Более того, новые соревнования — это прямой конкурент Бриллиантовой лиги.
На самом деле идея Grand Slam Track с самого начала казалась спорной. Ведь несмотря на рост интереса во всем мире к различным соревнованиям по бегу, давно известно, что World Athletics в финансовом отношении переживает не лучшие времена. Во время ковида федерация свела концы с концами только благодаря пятимиллионному штрафу, наложенному на Россию в связи с антидопинговыми разборками. Накануне Олимпиады-2024 Коу, пытаясь повысить интерес к легкоатлетическим стартам в Париже, впервые в истории нашел деньги на призовые за выступление на Играх (ранее их выплачивали только отдельные страны). Это вызывало гнев у сторонников «любительского спорта». Как бы то ни было, дальнейшая фрагментация рынка явно никому не пошла на пользу.
Провалился на выборах в МОК и взялся за старое. Коу продлил дисквалификацию россиян и белорусов в легкой атлетике
Проект Grand Slam Track сделал ставку на «классику», испугавших революционных решений, которые могли бы привлечь новую аудиторию. При этом бывший бегун-спринтер Джонсон отказался от прыжков и метаний, чем сразу вычеркнул из списка потенциальных участков таких звезд, как рекордсмен-шестовик Арман Дюплантис. В целях экономии лига на ходу была вынуждена перейти с трехдневного формата этапов на двухдневный, а также отказалась от забегов на 5000 метров, которые якобы вызывали наименьший интерес у публики. В общем, стартап получился неоднозначным, а после подставы от инвесторов, скорее всего, просто закроется. Это печально, поскольку конкуренция пошла бы Коу на пользу и могла бы заставить его отказаться от русофобской политики, которую он проводит уже почти десять лет.
«Решение досрочно завершить первый год Grand Slam Track было нелегким, но оно основано на вере в то, что мы успешно достигли целей, поставленных перед нами в нынешнем, пилотном сезоне, и осознали важность того, чтобы смотреть в будущее на 2026 год и далее, — говорил Джонсон после отмены этапа в Лос-Анджелесе. — За прошедший год глобальный экономический ландшафт резко изменился. И мы принимаем свои решения для обеспечения долгосрочной финансовой стабильности. На протяжении всего года мы доказывали, что способны принимать трудные решения, когда это необходимо. Возможно, они не всегда будут популярны, но мы не намерены останавливаться, потому что верим в этот вид спорта, в наших спортсменов и в то, что они способны создавать лучший в мире продукт».


