14 декабря 2012, 00:24

Украина нам поможет?

Дмитрий Симонов
Первый заместитель главного редактора
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

На вчерашней пресс-конференции идеологи создания чемпионата СНГ заявили о серьезности своих намерений  и дали понять, что речь идет конкретно об объединении нашего первенства с украинским

Дмитрий СИМОНОВ
из Москвы

Главное и порой самое сложное - придумать название. "Чемпионат СНГ"? Не соответствует действительности, пусть это и была заявленная тема пресс-конференции. "Чемпионат Украины и России"? Тогда отсекаем других потенциальных участников, если они все-таки появятся. К счастью, ближе к концу мероприятия рабочее название родилось. Участники стали величать свое детище скромно. Суперлига!

Если сам объединенный чемпионат - пока не более чем идея, которую некоторые стремятся воплотить в жизнь, то состав участников пресс-конференции действительно был с приставкой "супер". Это своего рода гарантия, что все серьезно, а пресловутый новый турнир - замысел, над реализацией которого будут работать, а не банальная попытка (как предполагали многие) припугнуть и подчинить руководство РФС, отбившееся от рук ведущих клубов. Сказанное вчера непременно прочтут в УЕФА, и тамошние чиновники сильно удивятся, если громкие заявления из России окажутся пшиком.

КТО ВЫСТУПАЛ?

Евгений Гинер и Александр Дюков - российские футбольные тяжеловесы, первые лица соответственно ЦСКА и "Зенита". Недавно назначенный председателем совета директоров "Анжи" Константин Ремчуков представлял третью большую силу в отечественном футболе. Собственно, на этих трех клубах-китах и стоит наш глобус СНГ. Кроме того, выступал глава РФПЛ Сергей Прядкин. А за лирическую составляющую - воспоминания о временах, когда деревья были большими, а "Спартак" с киевским "Динамо" бились в рамках чемпионата СССР, - отвечал прославленный ветеран Владимир Кесарев. Но при всем уважении к Владимиру Петровичу лирику мы оставим для другого случая, поскольку хватает вопросов дня сегодняшнего и завтрашнего.

Выступавшие на пресс-конференции старательно избегали любой конкретики, связанной со сроками, формулой турнира, названиями команд-участниц, их количеством и так далее. А также постоянно оговаривались: задумка, мол, в зародыше. Но уже сейчас, без каких-либо деталей, понятно: изобретатели "суперлиги" замахнулись на то, чего до них не делал никто и никогда. Да, в УЕФА периодически задумываются об объединенных чемпионатах, и первый тест пройдет совсем скоро. На два года в пробном режиме сольются воедино соревнования из Голландии и Бельгии. Женские. Согласитесь, масштаб несопоставим. Ведь очевидно, что если Россия и Украина объединятся, переписывать придется правила не только их жизни, но и всего европейского футбола.

Тем не менее дорогу, как сказал Гинер, осилит идущий. Мы же в свою очередь постараемся сформулировать, как отцы невероятной на первый взгляд идеи смотрят на ее воплощение. Какие цели преследуют. И с какими трудностями скорее всего столкнутся.

ЗАЧЕМ ИМ ЭТО НАДО?

Ответ прост. Это выгодно. Логика проста: повышение конкуренции, качества игры и количества громких афиш непременно приведет к росту зрительского интереса, размера телеконтрактов и прочих доходов. Так что клубы даже готовы мириться с тем, что занимать в чемпионате высокие места им будет гораздо сложнее.

Ремчуков: - Такой чемпионат - совершенно другой маркетинговый продукт. Другие деньги. Его условно можно продать за миллиард долларов. А когда бизнес становится нормальным, то и поля делаются качественными, и никто не будет в кабинетах решать, пускать болельщиков на матчи или не пускать.

Дюков: - Турнир у нас интересный, но мы недовольны доходами. Надо, чтобы финансовый потенциал рос. Такое ощущение, что скоро достигнем потолка и прогресс возможен только при объединении чемпионатов. Кроме того, игроки сборной России больше матчей будут проводить на более высоком уровне.

Гинер: - У ведущих европейских клубов прибыль от участия в Лиге чемпионов составляет лишь 10 процентов от их доходов. По 30 процентов приходит соответственно от телетрансляций, болельщиков и спонсоров. И если удастся зарабатывать, условно, 50 миллионов от нового турнира, то я не буду страдать по причине, что ЦСКА недополучил 8 миллионов от Лиги чемпионов.

КТО УЧАСТНИКИ?

Слово "Украина" слетало с уст выступавших регулярно, а вот названия других союзных республик - ни разу. Действительно, никаким СНГ здесь и не пахнет. Планируется привлечь сильнейших представителей двух стран. Уже после мероприятия Дюков, на бегу отвечая журналистам, искренне затруднился перечислить потенциальных участников не из России или Украины. Более того, усомнился в том, что в других странах СНГ реально отыскать коллективы, по спортивному принципу соответствующие грандиозному замыслу.  Поспорить с президентом "Зенита" по этому поводу трудно.

Зато весьма спорно выглядит другое заявление Дюкова. Якобы УЕФА существенно увеличит квоту участников еврокубков для объединенного первенства. Босс "Зенита" предположил: если Украина и Россия имеют сейчас по две путевки в Лигу чемпионов, то в тандеме получат четыре. Но как следует из недавнего высказывания Мишеля Платини (оно приведено в этом номере "СЭ"), дело обстоит несколько иначе. Правда, квоту можно увеличивать естественным путем - набирая зачетные баллы за счет успешного выступления.

Гинер в свою очередь дал понять: участники "суперлиги" непременно должны быть частными клубами. Непринципиально, будут их владельцы корпорациями или частными лицами. Лишь бы команды не питались из госкормушки.

Еще об одном ораторы умолчали. Но мы скажем за них. В дуэте Украина - Россия солировать, увы, будет не наша страна. Как бы ни любили мы собственное первенство, украинцы опережают нас и в рейтинге УЕФА (они седьмые, мы девятые), и по количеству современных стадионов и баз, и по качеству игры команд. Это означает, что "их" в состав "суперлиги" по логике вещей должно войти как минимум не меньше, чем "нас". Это Украина должна научить Россию, как правильно развивать инфраструктуру, работать с болельщиками и ярко выступать в Европе. А не наоборот.

КАК ПРОДВИГАЕТСЯ ДЕЛО?

Дюков: - Сейчас есть только инициативная группа, в которую вошли ЦСКА, "Зенит" и "Анжи". Другие клубы также могут присоединиться к работе. Группа подготовит концепцию, предложит формат. До конца этого года мы собираемся сформировать оргкомитет и формализовать деятельность рабочей группы. Хотим действовать прозрачно и находиться в постоянном диалоге со всем футбольным сообществом. Нам интересны все мнения - в том числе и наших болельщиков. Понятно, что для создания чемпионата понадобится некий бюджет. Но не думаю, что это будут серьезные траты. В основном деньги пойдут на зарплату сотрудников, которые будут заниматься бумагами и вести переговоры.

ЧТО ДУМАЮТ В УЕФА?

Дюков: - Отношение УЕФА к идее создания чемпионата СНГ меняется. Сейчас в Европе есть по большому счету четыре чемпионата и 10 клубов, которые разыгрывают международные трофеи. В результате объединения чемпионатов количество сильных клубов резко увеличится. В этом заинтересованы чиновники УЕФА. Нужно, чтобы команды не из ведущих ныне чемпионатов смогли побороться за победу в Лиге чемпионов.

Прядкин же сослался на опыт Чехии и Словакии, которые получили из УЕФА письмо с предварительным одобрением. Но одобрено там не само слияние, а возможность представить концепцию этого слияния и аргументы в его пользу.

В любом случае, работа над умами вождей УЕФА, по данным "СЭ", уже ведется. Допустим, на последнем исполкоме неожиданно появился Сергей Фурсенко. Он, как известно, исчез с футбольного горизонта после отставки и в частности пропустил предыдущий исполком, хотя тот проходил в родном Петербурге. Не надо было никуда лететь - только из дома выйди. Но теперь Сергей Александрович вернулся - не исключено, что неспроста. По некоторой информации, он лоббировал в высших футбольных кругах идею объединенного чемпионата Украины и России.

КТО ВОЗГЛАВИТ ЛИГУ?

Гинер: - Я в свое время руководил РФПЛ, будучи президентом ЦСКА, не по желанию, а по необходимости. Ведь при таком раскладе хочешь не хочешь кривотолков не избежать. Так что должен быть нейтральный человек. У нас есть полное доверие к Сергею Прядкину. Возможно, должен быть и сопредседатель с украинской стороны.

Прядкин: - Я бы воздержался сейчас от комментариев. Некорректно с моей стороны сейчас говорить на эту тему.

КУДА ДЕВАТЬ РФС?

Эти три буквы на пресс-конференции практически не упоминались, будто их нельзя произносить в приличном обществе или же такой организации, как РФС, и не существует в природе.

- Обсуждалась ли задумка с Николаем Толстых? - спросили у Дюкова.

- Пока нет. Сейчас даже нет предмета обсуждения. Есть просто идея, которую нужно проработать и потом представить на суд.

То есть пресс-конференцию, чтобы декларировать свои намерения, уже собрали, но предмета для обсуждения с президентом РФС не нашлось. Согласитесь, удивительно! Впрочем, зная о натянутых отношениях между лигой и федерацией, удивляться как раз нечему.

А ведь роль РФС в возможном создании - или противодействии созданию - "суперлиги" невозможно переоценить. Вопреки заявлениям выступавших, именно "ассоциации - члены УЕФА"  согласно всем общеевропейским регламентам выставляют в еврокубки своих представителей в соответствии с квотой, которая, в свою очередь, зависит от рейтингов стран. В России такая ассоциация - РФС.

- Какими бы богатыми клубы ни были, направлять запросы о слиянии чемпионатов в УЕФА имеют право только федерации, - рассказывал в недавнем интервью "СЭ" почетный президент РФС Вячеслав Колосков. - С клубами же разговаривать никто не будет. Если федерации согласятся, тогда уже выходить с коллективным письмом.

- Не обойтись также и без согласия ФИФА, в которой действуют еще более жесткие порядки, - вторит Колоскову консультант ФИФА в странах Восточной Европы и Центральной Азии Валерий Чухрий. - Вот что, к примеру, гласит статья 60, пункт 4 устава РФС: "Клубы, лиги или любое другое объединение клубов, признающие РФС и находящиеся под спортивной юрисдикцией РФС, не могут входить в состав другой зарубежной национальной федерации (ассоциации) футбола или участвовать в соревнованиях на ее территории без разрешения РФС и предполагаемой зарубежной национальной федерации (ассоциации) футбола, а также ФИФА, за исключением чрезвычайных обстоятельств". Инициатива о создании чемпионата СНГ явно идет вразрез с этим положением.

Не будем забывать еще и вот о чем. Что для РФС, что для Федерации футбола Украины создание "суперлиги" грозит понижением статуса и сокращением рычагов воздействия. В случае объединения их роль, судя по всему, ограничится институтом сборных команд и развитием массового футбола в своих государствах. Или же федерации начнут проводить альтернативные чемпионаты? Тогда нас всех ждет анархия. Нет, уж лучше клубам и федерациям договориться, чем враждовать…

Наконец, последний вопрос. Создание мощного чемпионата с ярким составом участников - несомненное благо и для зрителя, и для стремящихся к высоким доходам клубов, и для СМИ, и, вероятно, для готового к реформам УЕФА. Но почему же, раз мы так сильны, что готовы предложить миру новое футбольное ноу-хау - объединенный турнир нескольких стран, - России и ее ведущим клубам до сих пор так и не удалось создать что-то по-настоящему путное у себя в стране? Как можно возвести небоскреб для всех соседей, если ты пока не построил сарайчик у себя во дворе?

КТО ЧТО СКАЗАЛ

Ринат АХМЕТОВ, президент "Шахтера":

- Впервые вопрос о чемпионате СНГ возник не после недавнего технического поражения "Зенита" в чемпионате России, а еще семь лет назад. Безусловно, такой турнир серьезно стимулирует интерес к футболу и окажется в одном ряду с ведущими европейскими чемпионатами. Уверен, что его чемпион и вице-чемпион будут бороться за победу в Лиге чемпионов. И это станет не исключением, а правилом.

Что касается "Шахтера", то мы примем решение, основываясь исключительно на интересах украинского футбола. Будет выгоден такой чемпионат украинскому футболу - мы примем в нем участие, не будет - откажемся, невзирая на коммерческую привлекательность предприятия.

Валерий ГАЗЗАЕВ, президент и главный тренер "Алании":

- Полностью поддерживаю идею организации чемпионата СНГ, хотя предстоит учесть политическую волю руководителей государств Содружества и тщательно проработать его техническое осуществление. Если все получится, то по уровню финансирования, организации и зрелищности он превзойдет любой нынешний национальный чемпионат на постсоветском пространстве. Уровень футбола в России, Украине, Белоруссии, Казахстане резко возрастет - говорю пока только о государствах Таможенного союза. Не скажу, что это сразу будет сильнейший чемпионат в Европе, но в тройку лучших определенно войдет, а его лауреаты будут серьезно претендовать на победу в Лиге чемпионов или Лиге Европы. Для тех клубов, которые пока не входят в российскую элиту (имею в виду, конечно, и "Аланию"), вхождение в чемпионат СНГ станет отличным стимулом, и в будущем мы тоже видим себя его участниками.

Мирча ЛУЧЕСКУ, главный тренер "Шахтера":

- Зимний Кубок Первого канала в Израиле можно было считать пробным камнем. Тогда я высказывал пожелание разыгрывать летний Суперкубок между лучшими командами Украины и России. С чего-то нужно начать. В случае успеха расширить турнир до четырех, потом - до восьми команд. И так далее, шаг за шагом. Мне не верится, что УЕФА сразу одобрит проведение полномасштабного объединенного чемпионата Украины и России с возможным привлечением ведущих клубов из других экс-советских республик. Работа предстоит долгая и кропотливая.

Ольга СМОРОДСКАЯ, президент "Локомотива":

- К идее отношусь отрицательно. Сама идея понятна: все плохое оставить в прошлом, все хорошее, что есть в клубном футболе, взять с собой в светлое будущее. Но, во-первых, в жизни так не бывает. Во-вторых, межнациональный клубный турнир совершенно невозможен в рамках регламентов ФИФА и УЕФА. Слишком много противоречий и нестыковок: футболисты, выступающие за сборные своих стран, должны играть во внутренних чемпионатах; непонятно, что делать с первым и вторым дивизионами, молодежными командами; подвисает вопрос о квотах на еврокубки - в Лиге чемпионов хотят участвовать все, а не только избранные. В общем, думаю, инициатива провалится.

Геннадий СОЛОВЬЕВ, президент "Динамо":

- Думаю, УЕФА против идеи создания чемпионата СНГ возражать не станет. Не противились же они тому, что мы решили играть в грязи. Ваше дело - занимайтесь. Но дело-то вовсе не в этом. Лично я полностью поддерживаю высказывание Рината Ахметова: "Да, турнир интересен, но мы не будем делать ничего, что повредит Украине и украинскому футболу". С таким мерилом, только применительно к России и российскому футболу, надо подходить нам всем.

Андрей СТЕЦЕНКО, генеральный директор "Днепра":

- Считаю объединение чемпионатов малоперспективной идеей. Прежде всего возникает вопрос, как будет распределяться еврокубковая квота. Если, к примеру, украинский клуб занимает место во второй половине турнирной таблицы, но при этом будет вторым или третьим среди команд нашей страны, он получит право играть в Европе или нет? Есть много других моментов, вариантов решения которых мы пока что не услышали. В теории, если "Днепру" поступит предложение о вступлении в объединенный чемпионат, которое будет устраивать наш клуб, мы готовы его рассмотреть. Но пока, кроме красивой идеи, ничего не вижу.

Игорь СУРКИС, президент киевского "Динамо":

- В создании объединенного чемпионата вижу немало положительных моментов. Вырастет зрительский интерес, класс команд. Но есть и ряд вопросов. Например, как команды из такого турнира будут попадать в европейские кубки? В целом этот чемпионат может выйти на уровень, к примеру, немецкой бундеслиги. В этом случае клубам будет намного проще привлекать новых качественных футболистов. И зрители будут заполнять стадионы на каждой игре.

Александр ЯРОСЛАВСКИЙ, президент харьковского "Металлиста":

- У меня еще нет позиции по этому вопросу: я не понимаю, что хотят получить в итоге. Говоря о чемпионате СНГ, мы можем пока лишь фантазировать, а мне этим заниматься некогда. Наш клуб не против рассмотреть предложение об участии в этом турнире, но пока его нет - и говорить не о чем.

ЗАЯВЛЯТЬ КЛУБЫ В ЕВРОКУБКИ МОГУТ ТОЛЬКО НАЦИОНАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ

Все заявления о количестве мест в еврокубках, которые якобы получит новая объединенная лига, и вообще о представительстве в еврокубках на сегодня абсолютно голословны. Нужно понимать, что право заявлять клубы в Лигу чемпионов и Лигу Европы имеют только национальные ассоциации, входящие в Союз европейских футбольных ассоциаций. Это, например, Российский футбольный союз и Федерация футбола Украины. Только они заявляют клубы в еврокубки, основываясь в том числе на регламентирующих документах, связанных с лицензированием.

Представительство в еврокубках зависит от места ассоциации в таблице коэффициентов УЕФА. Однако, как гласит регламент, ни одна из ассоциаций не имеет права заявлять в Лигу чемпионов более четырех клубов.

Александр БОБРОВ

Положение команд
Футбол
Хоккей
И В Н П +/- О
1
Динамо 28 15 8 5 49-37 53
2
Зенит 28 15 6 7 45-25 51
3
Краснодар 28 14 8 6 41-27 50
4
Локомотив 28 12 11 5 47-37 47
5
Спартак 28 13 7 8 38-31 46
6
ЦСКА 28 10 12 6 48-38 42
7
Рубин 28 11 8 9 29-34 41
8
Кр. Советов 28 11 7 10 44-39 40
9
Ростов 28 11 7 10 40-43 40
10
Ахмат 28 10 5 13 32-38 35
11
Пари НН 28 8 5 15 26-44 29
12
Оренбург 28 7 8 13 31-38 29
13
Урал 28 7 8 13 27-41 29
14
Факел 28 6 11 11 20-29 29
15
Балтика 28 7 5 16 31-37 26
16
Сочи 28 5 8 15 34-44 23
Результаты / календарь
1 тур
2 тур
3 тур
4 тур
5 тур
6 тур
7 тур
8 тур
9 тур
10 тур
11 тур
12 тур
13 тур
14 тур
15 тур
16 тур
17 тур
18 тур
19 тур
20 тур
21 тур
22 тур
23 тур
24 тур
25 тур
26 тур
27 тур
28 тур
29 тур
30 тур
18.05 14:00
Динамо – Кр. Советов
- : -
18.05 16:30
Локомотив – Факел
- : -
18.05 19:00
Сочи – Краснодар
- : -
19.05 12:00
Урал – Оренбург
- : -
19.05 14:15
Спартак – Рубин
- : -
19.05 16:30
Ростов – Балтика
- : -
19.05 19:00
Ахмат – Зенит
- : -
20.05 20:00
Пари НН – ЦСКА
- : -
Все результаты / календарь
Лидеры
Бомбардиры
Ассистенты
ЖК
Г
Матео Кассьерра

Матео Кассьерра

Зенит

16
Константин Тюкавин

Константин Тюкавин

Динамо

15
Джон Кордоба

Джон Кордоба

Краснодар

14
П
Максим Глушенков

Максим Глушенков

Локомотив

15
Константин Тюкавин

Константин Тюкавин

Динамо

9
Кладуио Луис Родригес Клаудиньо

Кладуио Луис Родригес Клаудиньо

Зенит

7
И К Ж
да Силва Виллиан Роша

да Силва Виллиан Роша

ЦСКА

22 1 9
Виктор Александров

Виктор Александров

Пари Нижний Новгород

23 1 4
Кирилл Гоцук

Кирилл Гоцук

Пари Нижний Новгород

23 1 4
Вся статистика

Придумай мем

Новости