Газета Спорт-Экспресс № 60 (5233) от 22 марта 2010 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 4

22 марта 2010

22 марта 2010 | Биатлон

БИАТЛОН

КУБОК МИРА

Этап в Холменколлене - предпоследний в нынешнем сезоне - завершился для россиян субботней бронзой в гонке преследования Ивана Черезова и его же победой во вчерашнем масс-старте. Героиней двух заключительных женских гонок стала немка Симона Хаусвальд.

Иван ЧЕРЕЗОВ: "ОЧЕНЬ СТАРАЕМСЯ!"

Биатлонные гонки преследования - всегда экстрим, причем малопрогнозируемый. После пятничной спринтерской гонки у российских болельщиков были целые сутки для того, чтобы мысленно нарисовать весьма оптимистичную бело-сине-красную картинку и так же мысленно развить сюжет, в котором как минимум двум российским спортсменам можно было смело отводить роль если не главных действующих лиц, то никак уж не массовки. Речь о трехкратном чемпионе мира Максиме Чудове, которому предстояло стартовать в преследовании со второй позиции всего через 7,1 после лидера - француза Мартена Фуркада, и о дебютанте Алексее Волкове, завершившем спринт четвертым с отставанием в 15,9.

Весьма неплохие шансы поправить свое турнирное положение были и у Евгения Устюгова. Олимпийский чемпион имел в минусе 36,9, но разве это отставание, когда речь идет о гонке с четырьмя огневыми рубежами?

Фуркад, безусловно, получил свою порцию славы - не просто выиграл гонку, но и стал обладателем малого хрустального глобуса в преследовании. Причем его преимущество над австрийцем Симоном Эдером составило всего один балл. Но героем субботы стал Иван Черезов. С 18-й позиции он поднялся на третью, заодно сотворив безусловную интригу дня посильнее победы Фурка-да - фотофиниш не с кем-нибудь, а с двукратным олимпийским чемпионом Эмилем Хегле Свендсеном.

Норвежец тоже выкарабкался к пьедесталу из "низов" - с 15-го места. И даже какое-то время побыл с виртуальной медалью, ибо судья-информатор объявил третьим призером гонки именно его. Но чуть позже произошла рокировка: несмотря на родные стены и родных же - норвежских - судей, фотофиниш отдали Черезову. Иван стал третьим и в общем зачете в гонках преследования.

Поздно вечером, связавшись с российским гонщиком по скайпу, я услышала от него: "Тяжеловато, конечно. Но... все нормально. Терпим. И очень стараемся, поверьте".

Чрезмерное желание взять реванш у олимпийского сезона за все сразу уже не в первый раз сыграло злую шутку с Чудовым: Максим настрелял себе шесть штрафных кругов, но даже при этом финишировал 15-м из 56 спортсменов. Волкова тоже подвела стрельба: два неточных выстрела - и седьмое место.

Черезовское "стараемся и терпим" нашло отражение и в женской гонке преследования. Эти две гонки вообще получились похожими: лидер - Симона Хаусвальд - отстояла свои позиции, как и Фуркад, ту валидольную роль, которую в мужском преследовании взял на себя Чудов, с блеском исполнила Магдалена Нойнер, схлопотавшая на дистанции пять штрафных кругов, а героиней-восходительницей стала двукратная чемпионка мира Ольга Зайцева. Добраться до подиума ей, правда, не удалось, но четвертое место при исходном 16-м говорило само за себя.

Малый глобус в этом виде программы достался Нойнер - слишком велик был запас в баллах, набранный в предыдущих кубковых гонках: достаточно сказать, что Хаусвальд, несмотря на победу в Холменколлене, остановилась в 39 очках от юной соотечественницы. Третьей в этом зачете стала Зайцева.

Масс-старт, которым вчера завершалась программа холменколленского этапа, подарил очередное зрелище, которое всегда гарантируют гонки с "живым" соперничеством. У женщин вплоть до завершения третьей стрельбы было совершенно непонятно, за кем останется финиш. В диапазоне полуминуты от лидера - немки Андреа Хенкель - уложились сразу девять спортсменок, в том числе и Яна Романова. Ольгу Зайцеву, Анну Богалий-Титовец, Анну Булыгину и Светлану Слепцову подвела неточность на рубежах, которая в сочетании с не самым быстрым ходом не оставляла чрезмерных поводов для оптимизма.

Немецкие разборки на заключительной стрельбе завершились единичными промахами сразу трех реальных претенденток на победу - Хенкель, Кати Вильхельм и Нойнер. Но если у первых двух спортсменок ошибка стала первой, то Нойнер добавила уже третий штраф к двум полученным ранее. А в лидеры вышла Хаусвальд.

Симона, успевшая объявить, что нынешний сезон станет в ее карьере последним, попрощалась с норвежской публикой достойно. То, что происходило за ее спиной, можно было бы назвать сенсационным, сохрани сестры Семеренко тот порядок, в котором они - второй и третьей - уходили с рубежа вдогонку за Хаусвальд. Однако сенсации не случилось: Нойнер и Хенкель не сумели "сожрать" Виту, но успешно расправились с Валентиной, оттеснив ее на пятое место. Романова финишировала шестой, причем стала одной из тех, кто успешно закрыл в масс-старте все 20 мишеней. Таких в первой десятке оказалось еще трое - сестры Семеренко и Мартина Бек.

Отрыв Нойнер от Хаусвальд в общем зачете Кубка мира чуточку сократился, но остался впечатляющим (839 очков против 797). Вот и разбери этих немок: именно о Нойнер всего месяц назад тренеры сборной Германии говорили, что она выжата полностью. Настолько, что сама (сама ли?) отказалась от места в олимпийской эстафете.

Помимо Хаусвальд - и это тоже официальная информация - большой биатлон через считанные дни навсегда оставят Бек и Вильхельм. И как бы ни относились к этому те, кто моложе (та же Нойнер сказала, что не считает, что уход ветеранов сделает немецкую сборную слабее), все равно грустно понимать, что из спорта уходит целая эпоха женского биатлона. Причем уходит вместе с тренером - Уве Мюссигангом.

Но не будем о грустном. Тем более что вчерашний мужской масс-старт вылился в зрелище весьма залихватское.

Триумфатор первых двух дней Мартен Фуркад уже после первого рубежа откатился на предпоследнее - 29-е - место, а гонку возглавил его старший брат Симон. Вторая стрельба отодвинула в третью десятку (и за пределы минуты от лидера) замечательную и уже ни на что не претендующую компанию - Оле Эйнара Бьорндалена, Михаэля Грайсса, Максима Чудова, Доминика Ландертингера... А лидером стал Черезов. Причем если после второй стрельбы он опережал ближайшего преследователя всего на 0,6, то после третьей "убежал" уже на 21,4.

Ну а чтобы соперникам было совсем неповадно питать какие-либо иллюзии, Иван захлопнул все мишени заключительного рубежа еще до того, как преследователи начали стрелять. Гонка была сделана!

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ