Газета Спорт-Экспресс № 120 (4700) от 3 июня 2008 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

3 июня 2008

3 июня 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

До открытия ОЛИМПИАДЫ-2008 - 66 дней

Владимир ВАСИН: "ШАРАПОВА ГОТОВА НЕСТИ В ПЕКИНЕ ФЛАГ РОССИИ"

На прошлой неделе редакцию "СЭ" посетил вице-президент Олимпийского комитета России, олимпийский чемпион по прыжкам в воду Владимир Васин. Беседа была посвящена главному спортивному событию сезона - пекинской Олимпиаде, на которую Васин отправится в качестве руководителя российской спортивной делегации.

ЗАЧЕМ КИТАЮ ОЛИМПИАДА?

-Владимир Алексеевич, в последнее время в структуре управления российским спортом произошли очень серьезные изменения. Насколько кстати или некстати это пришлось в свете подготовки к Играм?

- Конечно, то, что за такой короткий срок, оставшийся до Олимпиады, произошли столь масштабные перемены, вряд ли может пойти на пользу. Однако если смотреть в будущее российского спорта, создание министерства - огромный шаг вперед. Пока нет четкой структуры, трудно сказать, как изменятся векторы взаимодействия ОКР и Росспорта. Хотя в моем разговоре с Виталием Мутко (которого, кстати, одним из первых поздравил с назначением Леонид Тягачев) министр обещал нам всяческую поддержку.

-Подготовка к Играм выходит на финишную прямую. Все ли идет по плану?

- У нас на руках есть сводный план, где весь заключительный этап расписан буквально по дням. Практически все мы предусмотрели заранее, начиная от экипировки, дат вылета, приезда в олимпийскую деревню, прохождения допинг-контроля.

В этот раз сложности могут возникнуть в связи с тем, что добираться в Пекин спортсмены будут из разных городов. Как минимум треть команды полетит из Восточной Сибири и Дальнего Востока. По общему мнению, прибыть в Пекин нужно за три-четыре дня до открытия Игр, чтобы успеть пройти климатическую и временную адаптацию - очень важно не попасть в функциональную яму.

Мне приходилось бывать в Пекине в августе - там это самый жаркий и ветреный месяц. Малоприятное ощущение, когда выходишь на улицу и в двадцати метрах от себя не видишь ближайшего здания - повсюду густой смог.

-То, что к Играм в Пекине значительная часть олимпийцев будет готовиться именно в Сибири и на Дальнем Востоке, было очевидно еще лет 7 назад. Тем не менее еще недавно эти регионы испытывали явные организационные проблемы: то стадион не готов, то с потолка капает, то неправильно постелена дорожка для легкоатлетов. Как обстоят там дела сейчас?

- Могу вас заверить, что обстановка нормализуется. На последнем заседании нашего штаба ни один президент федерации не выдвинул серьезных претензий. Самая сложная ситуация была в Иркутской области, где недавно сменился губернатор. Туда летал глава легкоатлетической федерации Валентин Балахничев со своими специалистами, которым удалось наладить полный контакт с новым руководством. Были проблемы с боксерскими рингами в спортивном комплексе во Владивостоке, но эту проблему по просьбе главы ОКР взял на контроль губернатор Сергей Дарькин, и ситуация нормализовалась. На сегодня каких-то особенно острых моментов, связанных с подготовкой к приему спортсменов, нет ни в одном регионе.

Тем не менее считаю, что Олимпиада в Пекине будет очень сложной. Даже сложнее предыдущих Игр в азиатском регионе - в Токио-64 и Сеуле-88. Китай слишком специфическая страна со своей ни на что не похожей ментальностью. Мне рассказывали на днях, что тестовые соревнования по легкой атлетике, которые прошли в 9 часов утра в субботу, посетили 40 тысяч зрителей! Вы представляете?! В Китае четко понимают, зачем им нужна эта Олимпиада - показать через нее, что сегодня представляет собой страна, причем не только в спорте. Для китайцев принципиально важно провести Игры на безупречном организационном уровне и в то же время победить в командном зачете.

По моим данным, только в подготовку своих спортсменов китайцы вложили полмиллиарда долларов! Полмиллиарда!!! Недавно я побывал на основных спортивных объектах Игр. Скажу вам честно: у нас таких единицы. Был и на базах подготовки. Захожу в зал тяжелой атлетики - там одновременно тренируются 83 человека, у каждого свой помост, вокруг чистота и порядок. У нас же в Подольске - всего три помоста, на которых тренировались еще Власов с Жаботинским. А в соседнем с тяжелоатлетами зале готовятся бадминтонисты, играют три чемпиона мира против двух олимпийских чемпионов. Волана не видно совершенно, такая интенсивность занятия. Дальше - зал психологической разгрузки, которых у нас, к сожалению, вообще пока нет.

Повсюду железная дисциплина. Ни спортсмен, ни тренер не имеют права в течение рабочей недели покинуть базу. Если приезжают родственники - посидят, поговорят в специальном месте и разойдутся. Трехразовая система тренировок, питание на высочайшем уровне. Шведский стол, 18 блюд на выбор, рацион меняется ежедневно. Мы думали, такое только в Пекине. Какое там! В трех с половиной часах лета от столицы в высокогорном городе Куньминь - то же самое. У них, к слову, для подготовки задействовано 12 баз, расположенных на высокогорье! Мы же пока только бьемся за то, чтобы вернуться в потерянный для нас Цахкадзор.

А какое у китайцев научное обеспечение! На спорт работают 17 институтов физкультуры, 32 педагогических вуза, имеющих соответствующие отделения, 5 научно-исследовательских центров. Они досконально информированы обо всем, что происходит в спортивном мире, - получают информацию со всего света в течение минуты.

БУШ И ЕГО СВИТА

-Одной из наиболее злободневных проблем на сегодняшний день является распределение олимпийских аккредитаций среди членов делегаций, не так ли?

- Да. Отбор на Игры будет продолжаться до 23 июля, и я надеюсь, что в Пекин мы повезем около 500 спортсменов. Для сравнения, в Афинах их было 460. Уже сейчас лицензии имеют около 430 человек, так что мы, очевидно, окажемся одной из наиболее многочисленных делегаций.

По аккредитациям арифметика такая: мы имеем право взять с собой в Пекин такое количество сопровождающих, которое равно 55 процентам от окончательного числа спортсменов. Под сопровождающими я имею в виду официальных лиц, тренеров, врачей, обслуживающий персонал. Разумеется, это очень мало. Спортсмены ведь привыкли возить на чемпионаты мира столько человек, сколько им нужно для качественного выступления. В конце концов аккредитации там можно официально купить. А на Олимпиадах - нельзя, что становится серьезной проблемой для всех крупных делегаций. Я сейчас просто завален просьбами от всех федераций увеличить количество сопровождающих лиц, однако помочь им зачастую не в силах.

-Как же решить эту проблему?

- Частично облегчает ситуацию тот факт, что спортсмены будут приезжать в Пекин отдельными группами. Мы называем это ротацией. Одни выступили - уехали. На их место могут приехать другие. Ко мне приходил главный тренер сборной по гимнастике Андрей Родионенко и говорил в общем-то разумные вещи. Что у него в команде фактически маленькие девочки, нужно, чтобы с ними были личные тренеры. Он может взять с собой только 7 человек, а ему надо 12. И ведь аналогичные проблемы практически у всех! Что ж, приходится выкручиваться. Например, в Пекин отобрались 113 легкоатлетов. Количество сопровождающих, положенное им, - примерно 70 человек, а у них обслуживающий персонал насчитывает всего 38. Схожая ситуация и в плавании. Вот за счет этих команд и дадим расширенную квоту другим.

Свой штаб мы и так сократили до минимума, многие будут работать без аккредитаций, заказывая ежедневные пропуска в Олимпийскую деревню. С церемониями открытия и закрытия дело обстоит еще сложнее. Чтобы вы представляли себе ситуацию, скажу, что даже главам государств полагается лишь одно сопровождающее лицо и два охранника. А Джордж Буш, я слышал, собирался взять с собою 800 человек. Даже интересно стало, как это ему удастся. У нас тоже задача непростая: прошла информация, что на церемонию открытия приедет Владимир Путин. На свой страх и риск мы уже заказали гостиницу, где будут размещаться почетные гости.

ЛУЧШАЯ ДЕРЕВНЯ В ИСТОРИИ

-Вы только что нарисовали довольно-таки демоническую картину нынешнего спортивного Китая. Можем ли мы им что-либо противопоставить?

- Можем. География видов спорта, в которых мы способны завоевать медали, у нас шире. С одной стороны - домашние Игры хорошо, но с другой - это же колоссальное психологическое давление. Коронные китайские виды нам известны - бадминтон, настольный теннис, тяжелая атлетика, гимнастика и прыжки в воду. У нас коронных видов больше, так что никакой игры в одни ворота, разумеется, не будет. Хотя, как гласит негласный закон Игр, страна-хозяйка, как правило, прибавляет до 30 процентов медалей. Исключением стали лишь Игры в Калгари-1988, где канадцы провалились, не завоевав ни одной золотой медали.

Мотивация у наших спортсменов хорошая. Есть постановление правительства об учреждении призовых - 50 тысяч долларов за золото, 20 - за серебро и 10 - за бронзу. Впрочем, эти суммы были установлены еще в 1996-м, когда я писал записку премьер-министру Черномырдину, а тот меня поддержал.

-Вас не беспокоит излишняя политизация Игр? К каким нежелательным последствиям это может привести?

- Никаких бойкотов не будет. Все 205 стран, входящих в МОК, поддержали Пекин как место проведения Игр, порекомендовав при этом решать все спорные вопросы мирным путем.

-Недавнее страшное землетрясение в Китае никоим образом не отразится на подготовке к Олимпиаде?

- Это произошло слишком далеко от Пекина.

-Кто будет отвечать за безопасность участников и гостей Олимпиады - местные власти или собственная служба безопасности каждой делегации?

- Исключительно местные власти. Но в каждой делегации допустимо присутствие нескольких представителей силовых органов. Скажем, в российской делегации будут два человека из ФСБ. Но никаких людей с пистолетами, которые охраняли бы российских олимпийцев, не будет. И я не сомневаюсь, что китайцы обеспечат полную безопасность.

-Вам известно, как будет организован в Пекине допинг-контроль?

- Запланировано взятие 4,5 тысячи проб. Это на тысячу больше, чем в Афинах. Если проба отрицательная, об этом станет известно в течение 24 часов, если положительная - в течение 48 часов. Исследование пробы на эритропоэтин займет 72 часа. Китайская лаборатория оснащена суперсовременным оборудованием, в ней работают около 200 человек в круглосуточном режиме, они могут анализировать примерно 240 проб в день.

Что касается предсоревновательного контроля, то у нас уже есть даты, когда будут протестированы абсолютно все наши олимпийцы. По информации Росспорта, мы обладаем современной аппаратурой, которая определяет все. С этой точки зрения мы чувствуем себя защищенными, хотя 100-процентной гарантии дать невозможно.

-На днях наконец начала функционировать РусАДА - Российское антидопинговое агентство. Значит ли это, что на него ляжет сбор допинг-проб и ответственность в случае положительных допинг-случаев в Пекине?

- Да.

-Довелось ли вам увидеть будущую Олимпийскую деревню?

- Я был там. По общему мнению, это лучшая деревня за всю историю Игр. Во-первых, она уже полностью готова. В Афинах, если помните, отделочные работы продолжались уже когда спортсмены туда заезжали. Во-вторых, квартиры очень просторные, с кондиционерами. Достаточно помещений для медицинского центра, штабной работы. В комнатах приемлемая мебель, длинные кровати. Если верить тому, что видел я, там предусмотрено все для нормальной жизни. Я возил туда вице-премьера Александра Жукова, мы выбрали для нашей делегации два 6-этажных дома, каждый из которых вмещает примерно по 250 человек. Также мы попросили один этаж в другом доме. Может быть, попросим и еще.

-Все ли российские спортсмены хотят жить в деревне - или же есть просьбы разместить их отдельно, как это было с Евгением Плющенко в Турине?

- Плющенко действительно сначала поселился отдельно, но потом, увидев, какие условия его ждут в деревне, просто не захотел оттуда уезжать! На сегодняшний день у нас только одна просьба - от агента Марии Шараповой. Он попросил снять пятизвездочный отель для нее, для него и двух тренеров, выделить соответствующие аккредитации, автомобили. Но хочу подчеркнуть, что сама Мария готова играть и рвется на Олимпиаду вплоть до того, чтобы нести флаг России на церемонии открытия.

-Кстати, о знаменосце. Кандидатура, как обычно, будет утверждена на собрании капитанов за несколько дней до Игр?

- Да. Пока что это даже не обсуждалось.

-Как вы оцениваете шансы на то, что впервые в истории флаг понесет женщина? Шарапова, Елена Исинбаева или кто-то еще...

- Не считаю, что им обязательно нужно соглашаться на это. Сама эта процедура непростая плюс есть репетиции, на которые уходит немалое количество времени. С другой стороны, если флаг понесет сильный мужчина, рядом с которыми будут идти те же Шарапова и Исинбаева, то эта картинка обойдет весь мир. Впрочем, Исинбаевой на открытии не будет, она приедет в Пекин значительно позже.

НЕ ДАЙ БОГ ЗАБЛУДИТЬСЯ!

-Важная часть китайской культуры - еда. Понятно, что в Олимпийской деревне любые эксперименты с ней исключены. Но Китай такая страна, что можно выйти на улицу и съесть такое, что... Не опасаетесь ли вы за наших олимпийцев и нужно ли вообще это контролировать?

- Не вижу здесь большой проблемы. До того, как спортсмен выступит, сомневаюсь, что он отважится питаться за пределами деревни. Мы не знаем, что за ингредиенты там присутствуют, какие употребляются добавки, что в них содержится. Только в деревне гарантируется, что вся еда и напитки будут чистыми с точки зрения допинг-контроля. Уверен, что тренеры будут следить за этим очень внимательно.

-Другая серьезная тема - язык. К нам в редакцию недавно приезжали китайские коллеги вместе с девушкой-переводчицей, которая, к слову, будет работать в олимпийском центре для водных видов спорта. Перед началом беседы она очень гордо заявила, что является одной из лучших в английском языке. Так вот, должны вам признаться, что если эта девушка действительно одна из сильнейших переводчиц, то у всех нас будут в Пекине серьезные проблемы с переводом. Будут ли в составе нашей делегации переводчики с китайского, созданы ли русско-китайские разговорники для членов делегации?

- Директор МОК по проведению Олимпийских игр Жильбер Филли в свое время обозначил три ключевых проблемы, связанные с Играми в Пекине. Первая - качество воздуха, вторая - языковая и, наконец, третья - слишком активное желание людей со всего мира посетить эти Игры. Я тоже считаю, что языковая проблема - одна из наиболее злободневных. Если в Оргкомитете люди еще говорят по-английски, то на улице - это нулевой вариант. Садишься в такси, по слогам произносишь: "Отель Гранд Пекин". Водитель не понимает. Пока не покажешь визитку с иероглифом, с места не тронется.

В Пекине нам положено 15 волонтеров, которые должны по идее говорить по-русски. Женщина, которая их курирует со стороны Оргкомитета, говорит на нашем языке хорошо, она училась в Санкт-Петербурге. С остальными ситуация похуже. Но в городе... Мы, конечно, подготовили разговорник - он будет выпущен в ближайшее время. В принципе с его помощью можно имитировать их речь, китайцы понимают. Я проверял (улыбается). Но все равно не дай бог кому заблудиться в Пекине!

-Второй раз в истории Олимпиада пройдет в коммунистическом государстве. Что-нибудь в Пекине напоминает вам Москву-80?

- (После паузы.) Ну может быть, решение транспортной проблемы. Китайцы утверждают, что поставят половину машин в городе на прикол, что разгрузит транспортную систему. Будет выделена полоса движения для олимпийского транспорта. Впрочем, это для Игр не новость.

-Позвольте несколько наивный вопрос. Успех на Играх во многом зависит от мелочей. В частности, от того, будут ли поддерживать россиян местные зрители. Как вообще в Китае относятся к русским?

- Вполне нормальное, лояльное отношение. У нас наметилось очень хорошее сотрудничество с Оргкомитетом Игр, и они обещали, что будут нас поддерживать. Перед китайцами поставлена задача обыграть американцев, это ясное дело. Поэтому уверен, что поддержка зрителей нашим спортсменам гарантирована, - разумеется, если речь не идет о прямом соперничестве с нами.

-Самый "оригинальный" вопрос мы вам приберегли напоследок. Сколько медалей можно ждать от российских олимпийцев в Пекине?

- (Улыбается.) Единого медального плана у нас нет, федерации сами устанавливали свои прогнозы, которые корректировались по ходу олимпийского цикла. Могу оперировать только теми цифрами, которые нам известны. Как правило, наиболее приближены к реальности результаты прошлогодних чемпионатов мира. Так вот, у американцев было 98 медалей, в том числе 45 золотых. Причем 17 из них были завоеваны в плавании, 14 в легкой атлетике, еще 4 в гимнастике. Китайцы имели по итогам года 77 наград, в том числе 31 золото. У России - 78 медалей, в том числе 28 золотых. В этом неофициальном медальном зачете мы третьи, опережая Австралию и Германию.

Пользуясь случаем, хочу сразу предупредить российских любителей спорта: программа Игр составлена таким образом, что в первые дни Олимпиады мы будем очень далеко, скорее всего, даже не в первой пятерке. Подтянемся же к лидерам в заключительные дни, когда начнутся финалы в единоборствах.

Сергей БУТОВ, Дмитрий ОКУНЕВ