Газета Спорт-Экспресс № 273 (3360) от 5 декабря 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 6

6 декабря 2003

6 декабря 2003 | Хоккей

ХОККЕЙ

СВОЯ КОЛОНКА

Сергей МАКАРОВ

РУКУ ЖЕРДЕВУ ПОДАМ

Первые полосы газет пестрят "делом Жердева". Выпуски спортивных новостей тоже начинаются с него. На улицах только об этом и говорят. Куда ни заеду по служебным делам, первый вопрос: "Что думаешь об этом?" А что можно думать? Если подобное происходит, значит, в нашем хоккейном хозяйстве не все в порядке.

Еще вчера казалось, что для российского хоккея Жердев потерян навсегда. Потому что есть вещи, с которыми ни одно уважающее себя государство не позволит шутить, - флаг, гимн, армия. Еще вчера казалось, что у недавнего армейца есть только один путь - эмиграция и американское или канадское гражданство. Но теперь получается, что и армия сама до сих пор никак не может определиться, есть (в смысле был) ли у нее военнослужащий Жердев? Или такой в списках одной из войсковых частей Министерства обороны никогда не значился?

И пусть подобная неопределенность, отсутствие четких законов оказались в данный момент на руку российскому хоккею (мы не потеряли Жердева окончательно), но его отъезд, или, если хотите, побег, стал набатом, возвестившим о том, что так дальше жить нельзя.

Очевидно, что целый ряд поступков Николая не мог быть вызван его спонтанным решением: гори, мол, все синим пламенем! Очевидно и то, что это была тщательно спланированная - до минут - операция, разработанная и проведенная руководством "Коламбуса". Хоккеист лишь делал то, что ему рекомендовали делать, выполнял указания своих работодателей. А "Коламбус" делал то, что считал нужным. Так, как до него поступали многие клубы НХЛ. Американцы в полной мере использовали слабости нашего законодательства. Для работы над которыми мы имели 14 лет - и время это упустили.

После того как Николай вышел на лед в форме "Блю Джэкетс", по так называемому делу Жердева остался, по сути, лишь один вопрос - этический. От него никуда не уйти, им завершаются все беседы на данную тему: "Ну и как ты теперь станешь к нему относиться? Руку-то при встрече подашь?"

Отвечаю: руку подам. И буду внимательно следить за результатами Жердева, буду желать ему всяческих успехов. Несмотря на то, что как гражданин России должен по идее считать его беглецом и предателем. Но я не могу его считать таковым, потому что в свое время - пусть и в несколько других условиях, и в другой обстановке, но побывал в его шкуре. Причем не только в энхаэловской, но и в армейской. И прав, тысячу раз прав один из болельщиков, заметивший, что, мол, если бы в отношениях Тихонова и Жердева все было бы так безоблачно, то юношу отправили бы не в армию, а в институт.

Через несколько дней мы будем выбирать депутатов. Для того чтобы они писали и принимали законы, облегчающие нашу с вами жизнь. Затем нам предстоит выбирать президента - для того чтобы, используя написанные и принятые депутатами законы, он вел нашу страну к процветанию. В нашем хоккее - то же самое: есть свои депутаты, есть свой президент. И все мы можем и должны учиться на своих ошибках, потому что у нас были Могильный и Федоров. А теперь есть Жердев.

Мы уже упустили 14 лет, упускаем время и сейчас. В Ватикане есть хорошее правило: при выборах нового папы римского кардиналов запирают в помещении, закрывают двери. И не открывают, пока выборы не закончатся. Если мы не хотим нового "дела Жердева" - работать теперь надо именно так!