Газета Спорт-Экспресс № 221 (3308) от 3 октября 2003 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

3 октября 2003

3 октября 2003 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЛИЧНЫЙ АРХИВ

Евгений СМЕРТИН

Имя Алексея Смертина, одного из лидеров сборной России и самых известных наших легионеров, не сходит сейчас со страниц прессы. Но своими успехами первоклассный полузащитник во многом обязан старшему брату. Когда младший Смертин дебютировал в высшей лиге, тот вел в ней отсчет уже второй сотне игр. А всего на высшем уровне сыграл 273 матча и забил 17 голов.

В московское "Динамо" 19-летний Евгений Смертин попал в 1988 году, до этого отыграв два сезона за "Динамо" барнаульское. Приметили же его гораздо раньше. В 16 лет включили в юношескую сборную РСФСР, и в том же сезоне он получил призы лучшего игрока и бомбардира зонального турнира ЦС "Динамо". На предсезонные смотрины бело-голубые собрали лучшую молодежь из российских динамовских команд. Двусторонка проходила на раскисшем поле в Леселидзе, и к концу матча многие "абитуриенты" еле волочили ноги. "Ты что все время падаешь?" - обратился к одному из них судивший матч Николай Толстых, тогда начальник команды. "Сил нет", - последовал ответ. "А почему у него есть?" - Толстых указал на продолжавшего сновать челноком по полю Смертина.

Барнаулец выдержал испытание, потому что был закален суровым "семейным опытом". Отец, Геннадий Иванович, спал и видел сыновей профессиональными футболистами. И тренировал их по своей методике, заставляя, например, часами обводить с мячом березы в ближайшем парке. На слезы и стенания Геннадий Иванович внимания не обращал. Так братья набирались и характера, и своеобразной техники.

Когда Николай Толстых объявился в Барнауле, его ждал решительный отпор со стороны местных тренеров и Смертина-отца. Предусмотрительные наставники алтайской команды "под конвоем" доставили московского гостя в гостиничный номер. Но стоило им удалиться, как тот вернулся к месту встречи, чтобы все-таки поладить с отцом. И в марте 1988 года Евгений дебютировал в полузащите московского "Динамо".

Но полностью раскрылся старший из братьев спустя четыре года, когда в моду стала входить тактика с двумя линейными игроками, наиболее ярко выраженная сейчас в московском "Локомотиве". В Ла-Корунье перед матчем на Кубок города с местным "Депортиво" у "Динамо" не оказалось левого защитника, и Смертину пришлось закрывать весь фланг. Сделал он это так, что подмога больше не потребовалась. С тех пор Евгений стал хозяином всей левой бровки. В составе "Динамо" он дважды становился бронзовым призером чемпионата России, провел более десятка матчей на Кубок УЕФА, участвовал в победах над норвежским "Русенборгом", тогдашним лидером чемпионата Италии "Торино"...

Но потом "Динамо" возглавил Константин Бесков, который отказался от ряда прежних лидеров - Тетрадзе, Калитвинцева, Тимофеева, Смертина. "Обиды не было, тренер волен иметь свой взгляд на игру и игроков", - сказал тогда Смертин и вместе с Калитвинцевым перешел в нижегородский "Локомотив". "Рассчитывали пройти адаптацию в новом клубе, но нас привезли прямо на матч с "Крыльями Советов", - вспоминал потом Евгений. Установка Валерия Овчинникова была краткой: "Прошу помочь Юре и Жене, не мешать им, следить за их намерениями и следовать за ними". "Локомотив" разгромил "Крылья" - 3:0. Потом в карьере Смертина были "Торпедо", "Шинник", "Сатурн", где он стал капитаном.

"Мне повезло, что оказался достойным партнером динамовцев Игоря Добровольского, Сергея Кирьякова, Игоря Колыванова, которые могли единолично решить исход матча, что поиграл в таких дружных коллективах, как "Торпедо" и "Сатурн". Но свой звездный час я все-таки упустил", - признается ныне один из тренеров подмосковных "Химок".

Звездный час был упущен и в молодежной сборной России. Смертин был в ее обойме начиная с 1988 года, провел за команду 18 матчей. Но в составе, который под руководством Владимира Радионова выиграл европейское золото, он не значился: отказался ехать на первый сбор, поскольку на эти сроки была назначена свадьба. И пока Евгений решал свои брачные дела, место в команде, в которую с трудом пробивались будущие звезды - Шалимов, Мостовой, Канчельскис, Добровольский, Чернышов, - оказалось занято...

Павел АЛЕШИН