Газета Спорт-Экспресс № 232 (3024) от 11 октября 2002 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

11 октября 2002

11 октября 2002 | Футбол - Чемпионат Европы

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЕВРО-2004

Гурам СЕПИАШВИЛИ

НА ПОЛЕ ДАЖЕ БРАТ - ТОЛЬКО ИГРОК

Он патологически гостеприимен. Гостя без бутылки натурального грузинского вина не отпустит. Так кого было назначать в коллегии судей РФС ответственным за прием иностранных арбитров?

ИДЕШЬ ПО ПРОСПЕКТУ РУСТАВЕЛИ...

- Я с шести лет играл в футбол. Он у меня в крови. Учился в знаменитой 35-й футбольной школе, на год старше Чивадзе, играл в юношеской сборной Грузии. Но получил травму, в 21 год женился - и жена потребовала, чтобы я в футбол не возвращался. Ты, говорит, все время в отъезде будешь, а я одна. Тем более что у нас сразу ребенок родился. Два года скучал без футбола, а потом попросили посудить - и пошло: чемпионат города, "Кожаный мяч"... Учился в университете на экономическом, но коллеги-судьи говорят: "Гурам, у тебя хорошо получается, поступай в институт физкультуры, мы поможем". После университета поступил в школу тренеров, а через два года - в инфизкульт. Потом работал в спорткомитете Грузии - и судил.

- Сколько тогда платили судьям?

- Смешно говорить: 5 рублей за "Кожаный мяч", столько же в чемпионате республики, в союзном чемпионате в высшей лиге 10 рублей судье на линии, 17 - 50 - главному.

- Жена не говорила: лучше бы финансистом был после университета?

- Сначала пилила, но постепенно смирилась. Видит, получается у меня. В газетах про меня стали писать, по телевизору показывать. Идешь с женой по проспекту Руставели в Тбилиси и слышишь за спиной: "Вон, арбитр наш знаменитый!" Супруга расцветала... А вообще-то в детстве я хотел стать юристом. Бороться с ворами, наркоманами, убийцами...

- Следователем, что ли?

- Народным судьей!

СНАБЖЕНЕЦ

- С 80-го начал судить первую лигу в поле и высшую на линии. А в 82-м, в 28 лет, два матча в высшей отсудил главным, вместо Мильченко: он не успевал на игры. И получил высокие оценки. В Алма-Ате "Кайрат" играл с "Торпедо". И тем и другим нужна была победа: "Кайрату" - чтобы не вылететь, "Торпедо" - чтобы в УЕФА играть... Снежное поле, углем размечено... Назначил пенальти в ворота хозяев, игра закончилась 1:1, и обе команды остались без очков - тогда после 8 ничьих очки не давались. В раздевалке москвич Юрий Золотов сказал: "Вот такие судьи и должны судить! Молодец!" Так приятно было!

- Жестоко вы с "Кайратом"...

- Просили они перед игрой, умоляли... Но у меня принцип был: если даже сын или брат играл бы - на поле он для меня только игрок... После того сезона газета "Молодежь Грузии" назвала меня лучшим арбитром республики, управление футбола Грузии грамоту вручило. Я как на крыльях был - думал, теперь буду в высшей главным судить. Поехали с женой в Карловы Вары по путевке. Возвращаемся, всего-то 20 дней прошло и все перевернулось! "Гурам, - говорят, - ты на сборы не едешь". Как не еду? Иди, говорят, к председателю спорткомитета. Он со мной даже разговаривать сначала не захотел. Записался на прием, пришел: "Даже человеку, которому 15 лет тюрьмы дают, судья объясняет, за что. А мне... Вы же мне сами грамоту дали!" "У тебя же есть основная работа, - говорит. - Иди работай! Зачем тебе этот футбол? Летать, семью оставлять..." Я даже подумал может, опять происки жены?

- А на самом деле?

- Конкуренты задавили... Я знал, кто, да они и не скрывали... Очень большая была конкуренция: квота от республики один-два человека... На разборки ушло два года. Я даже чуть место жительства не поменял: в Латвию звали, от них судить. Но куда я с семьей, дочкой? Надо было прописку менять... А тут тесть говорит: "Сколько можно за чужой счет жить? Приходи ко мне, хоть заработаешь". А нам действительно родители очень помогали: у меня-то зарплата в управлении 100 рублей, да две-три командировки. И стал я у тестя на производстве начальником снабжения. С очень хорошей зарплатой. Ездил по всей стране, покупал сырье, получал заказы. Продавали постельное белье, спецодежду, портьеры...

- И потом, когда уже как судья ездили?

- Некоторые руководители удивлялись: днем договор со мной заключали, а вечером меня на поле видели. То, что я судья, в моей работе очень помогало. Ко мне больше доверия было: известный человек, не проходимец.

ВСПЫЛЬЧИВЫЙ НАРОД

- Судье важно быть экономически независимым. Ведь бедный судья - всегда искушение... На вас-то часто было давление перед матчами?

- Бывало. Особенно в чемпионате Грузии. Но так как знали, что я не беру, то деньги уже не предлагали, а угрожали: "Убьем! Изувечим!" Грузия - страна эмоциональная, народ вспыльчивый. Иногда и доставалось мне после матчей, и даже милиция не могла защитить. Но футболисты и тренеры меня уважали, и все команды рады были меня видеть на выезде. Гости при мне много очков брали...

Был такой случай. Две команды боролись - кто останется, а кто вылетит. И вот я должен судить матч одной из них. Приходит человек от их конкурентов: "Гурам, я знаю, что ты не берешь. Но хочу предложить столько..."А я тогда снабженцем зарабатывал дай Бог! Говорю: "Я и раньше не брал, а сейчас, когда обеспеченный, и подавно не буду". Потом этот человек слух пустил: Гурама ничем не удивишь - у него все карманы деньгами набиты!

Кстати, когда я судил главным арбитром, другие судьи просили: "Гурам, позвони в Москву, чтобы меня в твою бригаду назначили!" Потому что знали: Гурам все обеспечит - будет и ужин, и обед по высшему разряду.

"Я БЫ ТЕБЯ РАССТРЕЛЯЛ!"

- Слышал о вас: слишком мягкий судья, интеллигентный...

- Не знаю, мягкий, твердый... Но с футболистами иногда говорил сурово. В одном московском матче, "Торпедо" - "Динамо" Минск, как написали, побил рекорд: дал 8 желтых и одну красную карточку. Торпедовцы проиграли 1:2. "Наехали" на меня. И один сказал мне в лицо: "Будь моя воля, у стены поставил бы тебя и расстрелял!"

- Кто тогда умел падать в штрафной? Покойный Булгаков, говорят...

- Грачев из "Шахтера", Куксов из "Зари", Гомула - в Ростове и Ворошиловграде играл. В каждой команде имелись такие. У Геращенко из "Днепра" язык был длинный - все время чем-то недоволен. Михайличенко тоже. Степанов из "Зенита" - ужасно разговорчивый! Блохин часто бывал недоволен, но близко не подходил. Литовченко с Протасовым - громкие. Буряк техничный был и, когда против него грубо играли, очень разговорчивый... Я однажды на сборах ему желтую карточку показал, когда он уже за "Торпедо" играл. И судьи все удивлялись: "Молодец! Он там король, а ты ему карточку!"

- Самый трудный матч?

- Очень трудны были переходные игры. "Кубань" - "Нистру", например: давление страшное. "Нистру" проиграл 0:2. В Кишиневе выиграл 1:0 - а надо было забить не меньше двух. Я на той игре работал на линии. Мой товарищ в поле хорошо отсудил - а там и пенальти требовали, и то, и се... Не поддался. И бедный Емец, тренер, умер в раздевалке после игры... Но у нас совесть чиста.

- Вы, говорят, склонны были к лишнему весу. Не сталкивались с проблемами на сборах?

- Нет. Но были судьи, которые не проходили тест Купера - в основном кавказцы, которые любят хлеб-соль, пить, гулять... На сборах они, конечно, режимили, но разве за две недели в форму войдешь? Русским проще они и пить умеют, и гулять, и работать... Всегда тяжело было кавказцам.

У ЗИМНЕГО ПЕРЕД ШТУРМОМ

- В 89-м я был одним из кандидатов от Союза, чтобы стать арбитром ФИФА в поле. Лайнсменом судить за границу уже ездил. В 90-м судил на турнире Гранаткина, был на сборах. А после сборов мне сказали: "Извини, но ты судить не будешь Грузия вышла из чемпионата". Для меня это был большой удар. После высшей лиги судить где-то по аулам?! А в Грузии уже война. Я живу рядом с Домом правительства, и его должны были штурмовать - как Зимний. Военные мне говорят: тут опасно, переночуйте в другом месте. А утром приезжаю - окна открыты (мы жили на втором этаже) и все из дома вывезено! Записи моих матчей украли - я все записывал, просматривал, анализировал... Грабежи, чуть ли не военное положение, страшно... И в 91-м переехал с семьей в Москву. Жил в Москве, но еще считался членом коллегии грузинских судей. Покойный Нодар Ахалкаци сказал: "Гурам, хоть иногда судить приезжай..." И вот я 2 - 3 раза в год заезжал в Грузию на пару недель, как в отпуск, и за это время отсуживал по 5 - 7 игр. Так и жил три года то в Москве, то в Грузии. А в 92-м, когда ФИФА признала Грузию, ездил за границу как арбитр ФИФА.

- В Москве и бизнес начали...

- Создал АОЗТ "Футбольный арбитр" - возил в Россию ковры из Бельгии. Я говорю, я же судья. Сейчас у меня другой бизнес, но на печати все равно футболист с мячом.

114-Я СТАТЬЯ

- Хлопотное дело - принимать иностранных судей? И в копеечку, наверное, обходится?

- Это все мои расходы. Проводился недавно отборочный турнир по юношам: Россия, Франция, Люксембург и Албания. Я на прощальном ужине преподнес всем сувениры от коллегии судей. Гости были в восторге. А чтобы не подумали, что подкуп, специально все сделал после завершения турнира.

- Винца подарили?

- А как же! У меня без вина человек не уйдет... Даже чех Крондл, который приехал комиссаром на игру с ирландцами, получил. Хотя и "убил" нас в матче с Болгарией. Очень удивился Крондл. Сейчас хочу сделать, чтобы у нас, у коллегии судей, была свои сувенирная атрибутика, чтобы нас знали во всем мире. В союзные времена сами покупали значки, матрешки... Надо, чтобы, кто выезжает, получал билет, командировочные и пакет с сувенирами.

- А вот это вам. Вы - гость, несколько смущенно заключил Гурам Семенович. "Статья 114 Уголовного кодекса. Дача взятки должностному лицу при исполнении обязанностей", - донесся откуда-то голос Остапа, отбирающего деньги у завхоза 2-го дома Старсобеса.

- Зачем? Не стоит! - сказал я решительно, протягивая руку к мелодично звякнувшему пакету..

Дмитрий ТУМАНОВ