Газета Спорт-Экспресс № 207 (2700) от 10 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 5

11 сентября 2001

11 сентября 2001 | Футбол - Лига чемпионов

ФУТБОЛ

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. "ТИРОЛЬ" - "ЛОКОМОТИВ"

Станислав ЧЕРЧЕСОВ

НИГМАТУЛЛИН ПОКАЗАЛ, ЧЕМ КЛАССНЫЙ ВРАТАРЬ
ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ХОРОШЕГО

Борис ТОСУНЯН

из Инсбрука

Если резюмировать послематчевую речь главного тренера "Тироля" Курта Яры, произнесенную им в том же помещении, где 22 августа его соратник Роберт Хохштаффль объявил о подаче протеста, она сводилась к следующему: "Мы были сильнее, но в Лиге чемпионов будут играть другие". Что касается президента "Тироля" Мартина Кершера, он пожелал "Локомотиву" успехов в основном турнире. Правда, при этом сделал оговорку: "Это не касается Юрия Семина". В одном тренеры, функционеры и футболисты "Тироля" были едины: Руслан Нигматуллин снова творил чудеса. Но, наверное, самым строгим и компетентным комментатором действий голкипера "Локо" был человек, которого в свое время именно Нигматуллин сменил в воротах "Спартака". Станислав Черчесов.

СЛУЧИСЬ ВТОРОЙ ГОЛ,
"ЛОКО" НЕ СПАССЯ БЫ

- Вы, как я знаю, всегда отказываетесь комментировать игру коллег, но, согласитесь, случай на сей раз особенный.

- Я давно играю за рубежом, и у меня - своя философия, - говорит Черчесов. - Я считаю, что у вратаря все идет от головы. Важно, не сколько ты весишь, или какие у тебя плечи. Вот свежий пример. Два человека в разных воротах. Один хрупкий, щуплый, не знаешь, в чем душа держится. С другой стороны наш вратарь - высокий, под два метра ростом. Один играет так, другой иначе. Да, Циглер на сей раз выглядел очень даже неплохо, но в предыдущих матчах случались моменты, когда надо было ловить обязательно. Бывает, когда команда выигрывает, можно один мяч и пропустить, хотя пропускать никогда не хочется. Но когда игра идет по лезвию ножа, надо мобилизовать все силы. Случись второй гол, "Локо" из Инсбрука уехал бы ни с чем, а в Лиге чемпионов играли бы мы. Наш вратарь, повторяю, играл хорошо, но то, что он поймал сегодня, уже никому, увы, не было нужно. Надо было ловить в нужный момент, а не пропускать в Раменском издалека. А вот Руслан и раньше был на высоте, и сейчас показал класс.

- После матча вы подошли к его герою и обняли...

- Я с Нигматуллиным знаком еще с 1995 года, со "Спартака". Тогда, помню, Руслан был очень расстроен своими неудачами. Я, как более опытный товарищ, попытался его успокоить. Сказал, что он молодой и перспективный и к тому же имеет возможность тренироваться в лучшем клубе страны. Что касается возникших проблем, то они не вечны. В принципе нельзя сказать, что мы тогда вместе много работали или я ему о чем-то подробно рассказывал. У меня просто не было времени на наставничество. Меня пригласили на конкретную работу, для участия в матчах Лиги чемпионов. Если ты хочешь кого-то чему-то научить, ты отдаешь энергию, а она мне была нужна для Лиги. И я избрал иную тактику - личный пример как метод воспитания. Кстати, и Дасаев, который был моим кумиром, мне особенно много не объяснял: мол, лови мяч так или иначе, отбивай так. Тем не менее я у него многому научился, так как, находясь в запасе, никогда на лавке не сидел. Всегда стоял за воротами Дасаева и мысленно повторял его движения. Как я уже говорил, в плане техники и тактического мастерства помощи от меня Руслану ждать не приходилось. Мы просто часто гуляли вместе по Тарасовке. Разговаривали на житейские темы. Считаю, для молодого вратаря очень важно, когда с основным вратарем у него нет трений. Это помогает ему в росте мастерства.

ПРИЯТНО, КОГДА ВРАТАРИШКИ
ПРЕВРАЩАЮТСЯ ВО ВРАТАРЕЙ

- После матча я спросил вашего главного тренера Курта Яру, какую оценку он поставил бы Нигматуллину. Он сначала сказал: "Мировой класс", а потом добавил: "Пожалуй, два раза мировой класс". А у вас, как у профессионала, какое сложилось впечатление?

- Убежден, если бы мы имели в первом тайме столько моментов, сколько во втором, Руслан бы не выдержал. Я с ним разговаривал после игры, и он согласился с моими ощущениями. Дело в том, что вратарь "Локомотива" очень тяжело входил в игру, поэтому будь такой напор, как во втором тайме, он бы не выручил. Причина: думаю, сказались многочисленные перелеты. Но постепенно у него повысился гемоглобин - и пошло, поехало. Австрийцы еще раз смогли убедиться, что такое русская вратарская школа. Один у Яшина учится, другой у Дасаева. Никто ведь не хочет равняться на посредственность. Приятно же, когда вратаришки превращаются во вратарей.

- Есть у Нигматуллина шанс играть за рубежом?

- Мы лишний раз убедились: он свое дело знает. Но вопрос, как он будет играть, если переберется, скажем, в Англию или Италию. Там у него будет серьезная конкуренция. Там он каждый день будет находиться под прессом. Ты попадаешь в совсем другой мир. По опыту знаю, надо пытаться с этим новым для тебя миром как можно быстрее подружиться. Вот на нашем стадионе он уже, как я заметил, чувствует себя неплохо. Возьмем случай со мной. Перешел я в дрезденское "Динамо": языка не знаю, до местного менталитета еще не дорос. И самое главное, вроде бы играешь хорошо, а к концу матча на твоем счету опять четыре гола. На чужбине подобные неудачи переносятся особенно тяжело. Я лично попал в Дрездене в сложную ситуацию, когда меня никто не поддерживал. Но все же выкарабкался и после этого сам вырос в своих глазах. А потом вернулся в "Спартак", в хорошо обученную команду, где можно просто делать свое дело, а не бояться порой своих игроков больше, чем чужих.

БЫВАЮТ СЛУЧАИ, КОГДА НАДО ПРОСТО
ДОСТАТЬ МЯЧ ИЗ СЕТКИ

- Я, признаться, сбился со счета, сколько раз Нигматуллин выручал команду. А какой из моментов был, на ваш взгляд, наиболее опасный?

- Удар Гилевича в нижний правый угол. Вот это был момент из тех, которые отличают классного вратаря от хорошего. Хороший бы этот удар не взял, а классный - парировал. А еще запомнился эпизод, когда Гилевич бил дважды подряд. Руслан не сдался, когда, казалось, уже ничего не сделаешь.

- Говорят тем не менее, что у Нигматуллина есть слабое место - игра на выходах.

- Она, по-моему, слабое место всех вратарей. По той простой причине, что футбол сейчас стал другим, более, что ли, агрессивным. Вы посмотрите, сколько сейчас травм у голкиперов. Если в советские времена я кричал: "Мой", все расступались: мол, пожалуйста, бери. А сейчас уступок не жди.

- А гола Бжечека можно было избежать?

- Можно. Если бы в воротах стояли сразу трое: Яшин, Черчесов и Нигматуллин. В таких случаях надо просто опуститься на землю, а потом сделать то, что должен делать в такой ситуации вратарь: вынуть мяч из ворот и бросить его к центру поля. Я и сам так поступаю. Никогда не говорил, а теперь скажу. Я могу вспомнить все свои неудачи, кто мне забил, почему не поймал, но, клянусь, не могу никогда вспомнить, как доставал мяч из сетки.

- Вам не хотелось в этих играх сыграть против своего бывшего дублера?

- Естественно, хотелось бы. В Раменском шансов у меня было мало, потому что колено еще не давало возможности выйти на поле, но к третьей игре, благодаря УЕФА (смеется), я был близок к цели. Даже попал в запас, чего не случалось уже 10 месяцев. Так что чем черт не шутит. Против "Локо" сыграть не удалось. Может, удастся сыграть в одной команде на чемпионате мира.