Газета Спорт-Экспресс № 177 (2670) от 6 августа 2001 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 4

6 августа 2001

6 августа 2001 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ЧЕМПИОНАТ МИРА

В субботу представитель ИААФ заявил, что международная федерация снимает с российской бегуньи Ольги Егоровой обвинения в использовании эритропоетина

ЕГОРОВУ ОБВИНЯЛИ НЕЗАКОННО

Сергей РОДИЧЕНКО

из Эдмонтона

Я не самый большой знаток медицинских вопросов, но, насколько мне известно, препарат эритропоетин влияет на кровь, давая спортсменам, использующим его, грубо говоря, дополнительную выносливость. Это прежде всего важно для бегунов на средние и длинные дистанции. А также для велосипедистов и лыжников. И всю последнюю неделю этот препарат, который сокращенно называют ЭПО, был едва ли не главным действующим лицом в мировой спортивной прессе.

Еще бы, ведь впервые в истории на использовании ЭПО поймали легкоатлета. И кого! Ту самую русскую Ольгу Егорову, которая в нынешнем сезоне неоднократно обыгрывала великую Габриэлу Сабо!

Тем не менее Международная федерация легкой атлетики почему-то тянула с оглашением окончательного вердикта. Чувствовалось, что не все в этом деле так просто.

Ситуация вокруг "Дела Егоровой" стала понемногу проясняться только в 15 часов в субботу - именно на это время была назначена пресс-конференция президента Федерации легкой атлетики России Валентина Балахничева. Впрочем, началась она на полчаса позже, хотя президент появился вовремя. С загадочным лицом, на котором, правда, была заметна тень улыбки, он объявил, что вскоре будет сделано официальное сообщение ИААФ.

ЗАЯВЛЕНИЕ ЛУНДКВИСТА

В 15.30 в зал пресс-конференций вошел вице-президент ИААФ Арне Лундквист. А за ним, представьте, Ольга Егорова, которая села в одном из последних рядов. Слово взял Лундквист.

- Ситуация последних дней вокруг так называемого "допингового дела" весьма огорчает меня, - заявил вице-президент ИААФ. - И я благодарен господину Балахничеву за организацию этой пресс-конференции, на которой намерен объяснить, что же произошло на самом деле.

6 июля в Париже русская спортсменка Егорова была протестирована на допинг по обычной программе. Но вместе с тем представители французской допингслужбы взяли у нескольких спортсменов дополнительные анализы - с тем, чтобы попытаться обнаружить в их моче следы эритропоетина. Исследование пробы Егоровой в парижской лаборатории дало положительный результат, о чем были проинформированы организаторы соревнований. Одновременно, к сожалению, произошла несанкционированная утечка информации, и я сам узнал о результатах анализа из прессы.

По правилам ИААФ, если допингпроба "А" дает положительный результат, до окончания исследования пробы "В" спортсмен отстраняется от соревнований. Что и было сделано. Но необходимо учесть, что в случае с эритропоетином ситуация принципиально иная!

Как вы, возможно, знаете, в июле прошлого года была создана комиссия, которая должна была официально утвердить метод анализа на ЭПО. Причем и австралийские ученые, и французские (а именно они в этой области впереди) надеялись, что будет утвержден именно их метод. Но комиссия весьма критически отнеслась к обоим исследованиям (у австралийцев он основан на анализе крови, у французов - мочи).

Было решено, что использование эритропоетина считается доказанным лишь в том случае, когда анализ крови показывает повышенное содержание эритроцитов, а анализ мочи - следы эритропоетина. Ни один из этих анализов в отдельности - и в этом вся суть! - не может служить основанием даже для подозрения.

Таков закон. Правда, в Париже уже идут работы над методом, который позволил бы обойтись без анализа крови. Могу предположить, что французы посчитали свои исследования завершенными и по собственной инициативе провели анализы, затем представив свои данные в ИААФ. При этом анализ крови в Париже сделан не был! И, значит, французы нарушили действующий регламент. Мне непонятно, почему это было сделано.

Ввиду всех этих обстоятельств, - подчеркнул Лундквист, - ИААФ снимает запрет на участие Ольги Егоровой в соревнованиях.

На нынешнем чемпионате мира мы проводим тест на ЭПО по прежней схеме: у бегунов на средние и длинные дистанции будут брать анализы и крови, и мочи. И я хочу сказать, что в число тестируемых спортсменов, несомненно, попадает и Егорова.

НЕТ ПРОБЫ "В" - НЕТ И "ДЕЛА"

Затем журналисты забросали вице-президента ИААФ вопросами.

- Если в ближайшие дни выяснится, что новые тесты Егоровой на ЭПО дали положительный результат, значит ли это, что и парижский тест был правильным? И будет ли наказание Егоровой отсчитываться от 6 июля?

- Парижский и эдмонтонский тесты никак между собой не связаны. К тому же в Париже не было проведено исследование пробы "В". А нет пробы "В" - значит, и "дела" нет.

- А что произошло с пробой "В"?

- Во время ее исследования произошли технические неполадки, которые не позволили завершить начатую работу.

- Информация о том, что проба Егоровой дала положительный результат, появилась более недели назад. Почему вы рассказываете правду только сегодня?

- Нам потребовалось несколько дней, чтобы получить официальную информацию, а не ту, которая была распространена в прессе. Хочу подчеркнуть, что мы считаем французскую лабораторию очень авторитетной. Поэтому нам поначалу и не пришло в голову проверить, не нарушила ли она регламент.

- Получили ли вы уже объяснения от парижской лаборатории?

- Нет, пока ждем, и не только от нее, но и от организаторов соревнований в Париже.

НЕ ВСЕ, ЧТО ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ПЛОХО

- Егорова, несомненно, будет участвовать в забегах на 5000 метров, - сказал Балахничев, который теперь уже не пытался скрыть улыбку. - Хотя о решении ИААФ Ольга узнала лишь за несколько минут до этой пресс-конференции.

- И какова была ее реакция?

- Реакция положительная! Что очень плохо для допингтеста и очень хорошо в обычной жизни.

- Знаете ли вы о заявлении Габриэлы Сабо, которая сказала, что не будет выступать вместе с Егоровой?

- Знаю. Выступать или не выступать - это ее личное дело. Мы же посчитали ее заявление попыткой шантажа, и хорошо, что ИААФ не пошла у Сабо на поводу.

Сама Егорова, которая также ответила на несколько вопросов, была внешне спокойна, но не более того. Об улыбке и речи не было.

- А как может чувствовать себя нормальный человек после того, как с ним случилось то, что со мной? Тут не до радости, - сказала Ольга. - А что до слов Сабо, то я ей зла никогда не желала. И желаю только самого хорошего, даже сейчас. Бог нас рассудит.

- Многих удивляет ваш прогресс в результатах в нынешнем сезоне, ведь вам уже 29 лет...

- Ну в международных соревнованиях я выступаю не так долго - всего с 1997 года. Все это время меня преследовали травмы, а потому не удавалось достичь по-настоящему хороших результатов. Только нынешней зимой у меня, наконец, ничего не болело, и я вышла на планируемый уровень.

- Чем вы можете объяснить, что с вами случилось?

- Это какая-то чудовищная ошибка! Эритропоетин я никогда не применяла. И была просто в шоке.