Газета Спорт-Экспресс № 231 (2130) от 8 октября 1999 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

8 октября 1999

8 октября 1999 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2000

Андрей ГУСИН: "В РОЛИ РАЗРУШИТЕЛЯ ЧУВСТВУЮ СЕБЯ КОМФОРТНО. НО ГОЛЫ ЗАБИВАТЬ ПРИЯТНЕЕ"

Появление Андрея Гусина в большом спорте было предопределено: его мама Валентина Васильевна считалась одной из сильнейших в Союзе пятиборок, отец Леонид Владимирович - специалистом в спринте и прыжках. Рослый, подвижный, белокурый Андрей долго ходил в подающих надежды легкоатлетах. Кое-кто и по сей день уверен, что из него получился бы замечательный бегун или прыгун в высоту. Но надо отдать должное родителям, разглядевшим его задатки на футбольном поле и поощрившим это увлечение сына. Вспоминают, что на вступительных экзаменах во Львовский институт физкультуры он пробежал стометровку за 11,4, а однажды, появившись с бутсами под мышкой, удивил всех, преодолев с двух шагов разбега планку на высоте 175 см. Не в этой ли прекрасной разносторонней подготовке корни его стремительных рывков из глубины поля или успешная борьба на "втором этаже"? Из легкоатлетической юности - умение терпеть, забивать мячи на финише многих матчей, терзать соперника, когда силы на исходе.

19-летнего форварда, забивавшего голы в первенстве Львовской области, затем во второй лиге и за студенческую сборную, пригласили в "Карпаты", возглавляемые Мироном Маркевичем и Владимиром Журавчаком. И уже в первом матче дебютант забил два гола тернопольской "Ниве" - да в таком стиле, что, публикуя отчет об этой игре, "СЭ" призвал тренеров ведущих команд СНГ внимательно присмотреться к восходящей звезде, которая еще наделает шуму в Европе. И как в воду глядел: Гусина пригласил на просмотр в "Асмарал" Константин Бесков. Получается, что он - один из немногих действующих футболистов, которые в разное время получали уроки сразу двух корифеев - Бескова и Лобановского. Правда, играть в московском клубе львовянину не пришлось, о чем Бесков не раз высказывал сожаление. Тогдашний хозяин команды Аль-Халиди пожалел выплатить "Карпатам" каких-нибудь три-пять тысяч долларов за способного, но прибывшего в Москву с травмой юношу. Думаю, что, сидя на трибуне во время матча сборных России и Украины, многие специалисты с грустью вспомнят об этом.

Призванный на армейскую службу в киевское "Динамо", Гусин, уже познавший в "Карпатах" вкус высшей лиги, вряд ли был удовлетворен выступлениями за второй состав, откуда, казалось (особенно при Йожефе Сабо), ему не выбраться. И потому аренду в ЦСКА-"Борисфен" воспринял как удачу. Оттуда форварда пригласили в сборную Украины, где при Конькове он забил первый гол. Но в матче с Хорватией Андрей получил серьезную травму, перенес шесть операций и потерял успешно начатый в армейском клубе сезон. Сегодня они с отцом, вспоминая походы по больницам и госпиталям, шутят, что даже травма у него вышла элитной - как у Марадоны. А тогда только характер и преданность футболу помогли Гусину вернуться в строй.

Наблюдая за игрой своих одноклубников, он молил Бога, чтобы тот убедил тренеров найти ему место в составе хотя бы "Динамо-2". "Согласен был на любое, - вспоминает Андрей, - лишь бы играть. Ведь доказать, что ты чего-то стоишь, можно лишь на футбольном поле". Если бы не эта настырность да бдительное око Лобановского, не знаю, как сложилась бы его карьера. Может, играл бы в "Маккаби" (Хайфа), куда пытался сватать его земляк Андрей Баль. Сидя на скамье запасных, Гусин упросил-таки наставника дублеров Владимира Онищенко поставить его на любое место в полузащите или даже обороне и заверил, что сможет "закрыть" этот участок. И надо же было такому случиться, что именно на эту встречу в поисках игрока этого амплуа пришел возвратившийся в Киев Валерий Лобановский. Он сразу указал на долговязого русоволосого парня, чем-то напомнившего ему себя в молодости. В тот день Гусин, получив шанс в виде короткой реплики Лобановского: "Если будешь сильнее других - будешь играть в основе", распрощался с атакой. Вернее будет сказать - с ролью нападающего, потому что голы он по-прежнему забивает и за "Динамо", и за сборную Украины. Этот день Андрей считает переломным в футбольной карьере, хотя настоящим хозяином центра поля стал не сразу.

- Где вы себя чувствуете комфортнее - на острие атаки или в роли разрушителя чужих атак?

- Мне интересно быть как бы первым "волнорезом". Остановить порыв соперника, упредить его, прочитать комбинацию. Лишь четко выполнив тактические указания тренера, могу позволить себе подключиться к атаке. Лобановский учит строгости: каждый должен знать свой маневр.

- Не тянет, как прежде в "Карпатах" и ЦСКА, ближе к воротам соперника?

- Забивать всегда приятно. Но прежде, как учит Лобановский, отработай в защите, в отборе, а затем берись подавать снаряды, забивать сам. Кстати, у Шевченко и Реброва это, конечно, получается лучше. Но и я свой шанс стараюсь не упустить.

Порой создается впечатление, что Гусин, форвард от Бога, иногда наступает на горло собственной песне. Да, о таком нападающем в "Карпатах" вспоминают с тоской. Его первые тренеры Андрей Каримов, братья Валентин и Виктор Ходукины, Владимир Журавчак и сегодня высоко оценивают бомбардирские качества львовского "левши". Особенно, когда Гусину удаются красавцы голы, как в ворота "Ювентуса" или сборной Исландии. Но закрепил он за собой место в "Динамо" и сборной Украины надежной игрой на участке между центром и собственной штрафной площадью, где не смогли разгуляться такие звезды, как Зидан, Ривалдо, Рауль. Не случайно на следующий день после блестящей игры с "Барселоной", которая на "Ноу Камп" была обыграна со счетом 4:0, в испанской прессе прочитал о Гусине: "В роли разрушителя Гусин может претендовать на звание Терминатора".

- Кому больше всего вы благодарны за становление в футболе?

- Всех не перечислить. Но прежде всего спасибо родителям. Отец, когда я лишь делал первые шаги в футболе, был почему-то уверен, что его сын обязательно заиграет в киевском "Динамо". И меня в этом уверил.

В прошлом году ходили упорные слухи, что один из итальянских клубов, чуть ли не "Милан", предлагал за Андрея Гусина 25 миллионов долларов. Никто в футбольном клубе "Динамо" не подтвердил этого, но и не опроверг. Сам Андрей эту тему никогда не поддерживал, а накануне матча с Россией от общения с прессой, как и все в команде, вовсе воздержался. Провожая Леонида Владимировича Гусина, отправляющегося в составе группы поддержки на матч в Москву, я спросил у него, возможно ли в ближайшее время появление Андрея в каком-нибудь престижном западном клубе. "Думаю, что из команды Лобановского выхватили бы многих, - ответил отец футболиста. - Но сын по-настоящему прикипел к клубу. Здесь его научили бороться за место под солнцем, здесь он стал материально независимым человеком, здесь научился жить с перспективой".

Что ж, заядлому автомобилисту, меломану, без пяти минут кандидату наук, отцу двухлетнего сына-тезки Андрею Гусину всего 26 лет. И у него все еще впереди.

Эдуард ЛИПОВЕЦКИЙ