Парадокс ромба. «Зенит» драматично проиграл, но есть обоснованный оптимизм
Обычно схема с ромбом в центре поля позволяет эффективно контролировать центр и полуфланги. «Зенит» переходил на эту тактику в концовке прошлого сезона, чтобы встроить в игру Малкома и акцентировать силы на быстрых переходах в атаку. Недавно Сергей Семак неожиданно вернулся к этому варианту, но уже без получившего травму Малкома. Против «Брюгге» «Зенит» тоже вышел с ромбом и все равно проиграл центр, хотя выставил своих самых объемных и эффективных в обороне игроков.
При переходах владения «Брюгге» первым делом пасовал в огромную пустую зону перед защитниками «Зенита», которая там образовывалась системно. Все трио центральных полузащитников (Кузяев-Барриос-Оздоев) легко отыгрывалось. Причём даже если не находилось коридоров для передач низом, то бельгийцы легко доставляли мяч мягкими верховыми передачами. Очевидно, что это наигранная история. Довольно показательно, что «Зенит» так ничего с этим и не смог поделать. Особо провальную игру провел Барриос, который «привез» первый гол и еще ряд моментов. Видимо, игрок так и не пришел себя после поездки в сборную Колумбии.
С другой стороны, конкретно из этих доставок в зоны перед центральными защитниками «Брюгге» не извлёк прямых дивидендов. Это больше повлияло на невозможность «Зенита» забрать подбор/отбор и соответственно лишило команду части возможных владений, а отбирая мяч в уже более глубоких зонах «Зенит» сразу же попадал под агрессивный контрпрессинг.
Проблема центра поля выражалась не только в позиционных ошибках и неумению адаптироваться к стилю соперника (большое обилие мягких верховых передач на короткой дистанции), но и в единоборствах, и в качестве отбора. Обычно жесткий и успешный центр «Зенита» провалился во всем в действиях без мяча. «Брюгге» выиграл на 25% больше единоборств внизу, а успешность обводок составила 93%. Очень большая редкость. Лишь 1 попытку дриблинга бельгийцев «Зенит» смог остановить.
При таких вводных ничего не остаётся, кроме как останавливать соперника за счёт компактности и коллективного отбора. Но «Зенит» не поменял структуру обороны и сохранил 4-4-2 с ромбом до финального свистка. Даже когда Мостовой заменил Дриусси, он стал играть на его позиции «десятки» на вершине ромба. Это первый его опыт на похожей позиции в официальных матчах. Довольно странное решение. Возможно, оно было продиктовано тем, что переход с ромба на 4-4-2 в линию в прошлом матче (с «Сочи») сломал игру и едва не стоил очков.
Фактор Сантоса
К сожалению, «Зенит» остался без Дугласа Сантоса из-за его дисквалификации в прошлом сезоне, а Жирков получил травму. Позицию левого защитника занял Круговой. Он провёл матч в своём привычном стиле — эффективно и ярко в атаке, близко к провалу в обороне. Данил плохо контролировал зону и регулярно позволял отдавать передачи врывающимся ему за спину игрокам. Оба гола пришли после таких проникающих передач в левый полуфланг. При голах нет прямой вины Кругового, но есть косвенная, которая лишь подчеркивает слабость его зоны при обороне.
Первую такую проникающую передачу прочитал Барриос, но грубо ошибся, когда пытался поставить корпус, чтобы дать мячу выйти за линию. В итоге колумбиец лишь подправил мяч для соперника, а сам при этом упал.
При втором голе недоработали все центральные полузащитники (Вендела, Барриоса и Ерохина отрезали как детей) и Круговой (очень пассивно встречал на фланге игрока, который начал голевую комбинацию), но грубо ошибся уже Ловрен. Хорват зачем-то пошел перекрывать вектор передачи во второй темп атаки, а должен работать по прострелу исходя из принципов игры «Зенита». Грубая ошибка Деяна Ловрена в ситуации, которую «Зенит» еще мог контролировать.
«Зенит» сравнял счет, мог забить еще, но тут случилась атака бельгийцев ?
— Матч ТВ (@MatchTV) October 20, 2020
Гол 19-летнего Де Кателаре, который в итоге стал решающим: https://t.co/A3STm9GHtH pic.twitter.com/hDTkW7HtCs
Вполне вероятно, что с Дугласом Сантосом на левом фланге ситуации развивались бы совершенно иначе, но у Семака не было выбора.
Турнирные перспективы очень мрачные, но по содержанию матча все было не так плохо
«Зенит» упустил ничью на последней минуте, а по качеству созданных моментов вообще мог выигрывать, несмотря на все имеющиеся проблемы. «Брюгге» создал 4 явных голевых момента, но 3 из них в одной атаке, когда на добивании расстреливали лежачего Ракицкого. По сути это один и тот же момент, который возник из-за индивидуальной ошибки Барриоса и по сути никак не связан с системой игры обеих команд. Кроме него и второго гола бельгийцы больше не создали ударных голевых моментов. «Зенит» создал тоже две явные голевые ситуации, но не реализовал их.
По перспективным подходам к штрафной команды были примерно равны, а в быстрых атаках преимущество было скорее на стороне «Зенита». Хорошие моменты имели Азмун, Дриусси, Дзюба и даже Мостовой. На удивление бесполезными вышли стандарты «Зенита» в атаке. Но на поле не было основных подающих (Малком и Дуглас Сантос), а наиграть заготовки с вернувшимся после травмы Дриусси в таком графике просто не было времени. Тренер не может позволить себе выделять отдельные слоты для тренировки стандартов, когда между играми в лучшем случае есть одна полноценная тренировка.
Прессинг «Брюгге» — уже почти бренд в Бельгии, и он доставил «Зениту» определенные проблемы. В прошлом розыгрыше Лиги Чемпионов «Брюгге» был рекордсменом по объему таких действий в целом, и в атакующей трети в частности. В основном «Зенит» выходил из обороны через длинные передачи, но проникающие пасы через центр тоже были, а главное — «Зенит» не ошибался (по крайней мере грубо) под прессингом, а это уже кое-что.
Перспектив действительно нет?
Описанный парадокс ромба в центре поля и его провал определен во многом формой Барриоса, который после трансатлантического перелета менее 5 дней назад еще не успел прийти в себя. Подобные проблемы в этой схеме Барриос ранее успешно подчищал. В прошлом сезоне Лиги Чемпионов Барриос был одним из лучших игроков по качеству отбора в целом, и по отборам против дриблинга в частности. Тоже самое применимо и к Оздоеву с Кузяевым, которые насыщено провели паузу на сборные. Дриусси вернулся в общую группу совсем недавно.
В этой же схеме и с этими же исполнителями «Зенит» точно прибавит в привычном цикле без сборных, если не будет травм. Это, не говоря про трио бразильцев (Дуглас Сантос, Малком, Вендел), чье использование потенциально способно кардинально добавить вариативности и устойчивости под прессингом.
Ситуация стала сложнее, но перспективы есть. В розыгрыше еще 15 очков. До приговора далеко, а главное — есть инструменты, чтобы продолжать сопротивление.