«Грязный хвост». Оправдывая американского легкоатлета, вспомнили даже Трампа, но не помогло
В сентябре стало известно о том, что один из сильнейших американских специалистов бега на 200 метров Эррион Найтон дисквалифицирован на четыре года за анаболический стероид тренболон. Дисквалифицирован не сразу — сначала Антидопинговое агентство США (USADA) его оправдало. Спортсмену дали возможность отобраться на Олимпиаду в Париж, однако отбор Найтон провалил. Сезон 2025 года Эррион начал вполне неплохо, прошел в состав сборной США на ЧМ по эстафетам, но в последний момент снялся — уже тогда стало понятно, что на его оправдание подана апелляция в CAS со стороны ВАДА и World Athletics. И, как стало известно из полного решения CAS, снялся не зря: тот его результат, как и всей команды, был бы аннулирован.
Бычий хвост
Пробу у Найтона взяли 26 марта 2024 года в Гэйнесвилле, Флорида. Лаборатория Солт-Лейк-Сити нашла в ней следы тренболона, и с 12 апреля спортсмен был временно отстранен. В конце апреля вскрыли пробу Б, она все подтвердила: концентрация тренболона составила 1,3 нг/мл, моча была плотной, но это неважно — данный класс субстанций запрещен в любой концентрации.
USADA по требованию спортсмена достаточно быстро организовало слушания, которые проходили в независимой от агентства инстанции. Уже 19 июня была подготовлена резолютивная часть решения — Найтона полностью оправдали. Источником запрещенной субстанции был объявлен «бычий хвост из пекарни во Флориде».
«Бычий хвост из пекарни» звучит дико для русского уха, в реальности ничего странного ни в блюде, ни в месте, где оно было куплено, нет. Данный деликатес продают и в Москве, цена в районе 1000-1500 рублей. А «пекарня» в данной истории появилась из-за названия ресторана Moreno Bakery («Пекарня Морено»), где мать девушки Найтона заказала доставку, когда пара ее навещала. Хвосты пользуются спросом — в неделю ресторан заказывает у двух своих поставщиков почти 300 килограммов. Готовая порция тоже приличная — 900 граммов, так что ел ее Найтон два дня, 22 и 23 марта, за три-четыре дня до сдачи пробы.
В том, что хвост мог в теории содержать тренболон, особых сомнений не было — данная субстанция используется в США и Мексике при выращивании скота, для чего применяются импланты, регулярно выбрасывающие субстанцию в организм животного и удаляемые за 60 дней до забоя. Вопросы и у World Athletics, и у ВАДА вызвала концентрация допинга в пробе, она была слишком высокой для сценария «отравления» мясом. Для подачи апелляции им было нужно дождаться полного текста решения, что заняло время до первой половины августа, когда обе организации подали апелляции в Международный спортивный арбитраж (CAS).

Виноват Трамп
Позиции World Athletics и ВАДА, несмотря на то что и первые, и вторые требовали отмены решения и дисквалификации Найтона, различались принципиально — World Athletics собственной позиции, по сути, не имела. Они выступали скорее в роли попугая, повторяющего аргументацию ВАДА и ссылающегося на доказательства, представленные агентством. Это говорит о том, что, скорее всего, апелляцию они подали вынужденно, находясь под давлением ВАДА. И всеми способами показывали — мы тут не по своей воле.
Ключевым обстоятельством дела стало то, что Найтон не мог представить тот самый бычий хвост — он его съел. Два других хвоста, специально купленных в том же ресторане, тренболон содержали, но в незначительных количествах (0,1 нг/г). Отсутствие хвоста (физического или хотя бы куска мяса с тренболоном), где концентрация была бы соответствующей, стало предметом для громкого спора, где антидопингу костью в горле стало дело другого американского легкоатлета, Джаррион Лоусона, полностью оправданного CAS в аналогичной ситуации, когда источник допинга не нашли, а допингом был все тот же тренболон. Получалось, что источник все-таки показывать необязательно, Лоусон же не показал — и был оправдан.
К счастью для антидопинга, дело Лоусона является скорее исключением, а во всех остальных случаях без источника невозможно получить полную отмену дисквалификации, что и произошло в деле теннисистки Симоны Халеп, которая также пыталась объяснить попадание допинга (роксадустата) в ее организм БАДом, собрала множество доказательств, включая загрязненный БАД, но не смогла надежно доказать, что тот объем роксадустата, который она получила из спортивного питания, мог привести к найденной в ее пробе концентрации данной субстанции. В результате санкцию Халеп сократили с четырех лет до девяти месяцев, но не отменили полностью.
Сейчас к делу Найтона приплели даже президента США Дональда Трампа, так как бывший директор антидопинговой лаборатории Монреаля профессор Кристиан Айотт еще в 2019 году, как раз выступая экспертом в деле Лоусона, заявила, что «внезапный рост положительных тестов в лаборатории Монреаля совпадает с сокращением проверок говядины из-за администрации Трампа».
Тогда это заявление помогло Лоусону избежать дисквалификации, но теперь оно мешало антидопингу, который и привлек Айотт в дело Найтона. Профессор на этот раз заняла абсолютно жесткую позицию — хвост не мог стать причиной положительной пробы.
Сторона спортсмена, пытаясь объяснить несовпадение цифр концентрации, предположила, но не смогла доказать две версии: у данного конкретного животного, чей хвост съел Найтон, имплант оказался бракованным и «протек», из-за чего концентрация тренболона в этом хвосте была выше, плюс — лаборатория ошиблась, определяя концентрацию допинга в моче Найтона, и там она, наоборот, ниже. Однако, как уже сказано, доказать это на комфортном уровне они не смогли.

Все дело в китайцах
Арбитры отвергли предположения адвокатов и экспертов Найтона как «малореалистичные» и дали полный срок — четыре года. Решение показательное, потому что нарушение Найтона квалифицировано как «намеренное», то есть заявляется, что он знал, что делает.
Читая текст вердикта и обращая внимание на то, что главным инициатором апелляции явно выступило ВАДА, приходит понимание того, что Найтон стал «жертвой» противостояния Всемирного агентства и USADA, причиной которого является дело китайских пловцов, массово попавшихся на триметазидине перед Олимпиадой в Токио и избежавших каких-либо санкций с ведома ВАДА. Эта новость вызвала шквал возмущения, прежде всего в США, и в первую очередь — от главы USADA Трэвиса Тайгерта. Последствиями стали законопроекты, которые позволяют США не платить свой взнос в бюджет ВАДА, а также расследование ФБР, которое уже привело к допросам. И Найтон с его тренболоновым хвостом попал под раздачу. В отличие от Лоусона, который был оправдан: в 2019 году ВАДА и США еще дружили, а главной темой антидопинговой повестки был российский допинговый скандал.
Но теперь времена изменились, не факт, что навсегда, можно лишь говорить о текущем периоде. Дружбы нет, денег тоже нет, и закрывать глаза на «грязные» хвосты уже никто не будет.




