Дзюдо могут сделать зимним видом спорта. МОК готовит революцию в программе зимних Игр
Глава международной федерации World Athletics Себастьян Коу снова взбаламутил спортивное сообщество, объявив о начале переговоров о включении бега по пересеченной местности и велокросса в программу зимних Игр 2030 года. Якобы новый президент МОК Кирсти Ковентри уже создала комиссию по этому вопросу и стремится расширить географию участников Белой олимпиады, в частности предоставив хороший шанс на победу представителям Черной Африки. Кроме того, по словам Коу, есть идея разгрузить программу летних ОИ, переформатировав в качестве зимних несколько внесезонных «зальных дисциплин». К примеру, чиновники почему-то нацелились на дзюдо, хотя оно в плане сезонности ничем не лучше и не хуже других разновидностей единоборств.
Африканский фактор
«Кирсти, безусловно, готова по-новому взглянуть на олимпийскую программу, на то, что может выйти за рамки прежних установок, и на то, как сочетаются зима и лето, — заявил Коу в интервью The Times. — Я всегда хотел, чтобы бег по пересеченной местности стал олимпийской дисциплиной. Это не только повысит эмоциональный фон соревнований, но также даст Африке возможность достойно выступить на зимних Играх, чего, если быть честными, у нее сейчас нет. У нас есть предварительный план проведения стартов по беговому кроссу и велокроссу на одной трассе во Французских Альпах на Играх-2030. Это стало результатом моего разговора с президентом UCI Давидом Лапартьяном. Есть отличный шанс, что это произойдет на самом деле».
Олимпийская программа — один из ключевых моментов в стратегии МОК, и каждый новый руководитель этой организации трактует ее на свой лад. Для многих видов спорта присутствие на Играх — вопрос жизни и смерти, поэтому дебаты всегда получаются очень острыми. При прежнем руководстве Международного комитета создана группа по реформам, направленным на «сохранение актуальности Игр», в которую входят в том числе Коу и Лапартьян. И сейчас эти два деятеля «покушаются на святое» — отмену положения Олимпийской хартии, ограничивающего зимнюю программу дисциплинами, связанными со льдом и снегом. До сих пор это считалось чуть ли не главным фактором, который позволял Белой олимпиаде держаться в разумных рамках, в отличие от летних Игр, давно раздувшихся сверх всякой меры.
Идея о включении бега по пересеченной местности в список зимних олимпийских дисциплин была выдвинута больше 15 лет назад — еще до того, как Себ Коу возглавил World Athletics. Это достаточно популярный вид спорта, но требующий специфической инфраструктуры и особых погодных условий (жара здесь точно не подходит). Именно поэтому беговой кросс не проводится на «больших» чемпионатах мира по легкой атлетике. В сезонном плане и с учетом нынешних теплых европейских зим эта дисциплина действительно тяготеет к осенне-зимнему периоду. Велись даже разговоры о том, чтобы ради Олимпиады заставить кроссменов бежать по снегу, хотя бы на отдельных участках. Но сейчас лорд Коу, похоже, настроился продавить революционные изменения в хартии. В частности, воспользовавшись тем, что новый президент МОК — африканка и навряд ли испытывает большую любовь к снегу и льду.
Закон джунглей
World Athletics и Международный союз велосипедистов — не единственные летние федерации, которые пытаются вписаться в программу зимних Игр. Например, волейболисты при активном содействии России развивают формат 3х3 на снегу. Альпинисты вообще добились на этом пути успеха, получив олимпийское признание ски-альпинизма. Если же ледово-снежное ограничение отменят, нет сомнений, что на ЗОИ хлынет поток самых удивительных дисциплин, которые по каким-то причинам не могут пробиться на летние Игры, где критерии соответствия жестче, чем зимой.
Такой поворот станет пощечиной и для «исконно зимних» видов спорта, которые десятилетиями стучатся в олимпийскую дверь, но никак не преодолеют бюрократические барьеры МОК. Например — хоккей с мячом (бенди), скоростной спуск на коньках, натурбан или ездовой спорт. Также возникают логичные сомнения: если можно отменить ледово-снежные ограничения, почему нельзя убрать другой серьезный барьер для обновления олимпийской программы — запрет на виды спорта, связанные с моторами? А ведь это позволило бы включить в программу Игр более популярные и более денежные дисциплины, чем беговой и велосипедный кроссы. Например, кольцевые автогонки или мотоспидвей. Ну а идея признания зимними внесезонных «зальных видов» вообще вызывает недоумение.
«Я большой поклонник дзюдо, и в феврале будущего года я поеду на турнир «Большого шлема» в Париж, где обсужу идею с руководителями профильной федерации и спортсменами, — объяснил свой странный выбор Себастьян Коу. — Если у вас есть крытые спортивные сооружения и спорт в закрытых помещениях, вы, конечно, можете сочетать их с зимними видами. Нет причин, почему этого не сделать. Хотя для этого потребуется другая модель. Потребуется другое распределение доходов от трансляции и прочие нюансы. Но все это уже обсуждается, и это хорошо».
Почему выбор реформаторов пал именно на дзюдо, а не, например, на тхэквондо или на фехтование — огромная загадка. Впрочем, очевидно, в планах, озвученных главой World Athletics, почти все строится на субъективных подходах и частных интересах, не поддающихся ни логике, ни здравому смыслу. Закон джунглей, ситуация, в которой прав тот, у кого больше прав, действует и в санкционной политике МОК (нынешних ограничениях против России и Белоруссии), и в стратегии по поводу олимпийской программы.
Да, зимние виды спорта — традиционная вотчина скандинавов, альпийских держав, России, США, Канады, Японии и Южной Кореи. В результате появления в программе новых сложно координационных дисциплин к этому списку прибавились Китай и Австралия. Но нужны ли здесь страны Африки, у которых не хватает ресурсов даже на нормальное представительство в летних дисциплинах? И почему отстаивание интересов африканцев обязательно надо называть «борьбой с расизмом»? То, что МОК хочет вписаться в модный тренд борьбы за права человека — понятно. Однако попытки объяснить этим любой самый неочевидный шаг, честно говоря, раздражают.



