МОК провалил проект по привлечению молодой аудитории. Киберспортивную Олимпиаду снова отменили, возможно — насовсем
Международный олимпийский комитет аннулировал соглашение, заключенное с Саудовской Аравией о проведении первых Киберспортивных игр — пафосного многомиллиардного проекта, который был призван застолбить перспективное направление для самой мощной спортивной организации и стать важным шагом в борьбе стремительно дряхлеющего МОК за молодую аудиторию. О создании соревнований под брендом Olympic Esports Games было объявлено в 2024 году, а первые старты планировалось провести в Эр-Рияде уже в 2025-м. Однако затем турнир по организационным причинам перенесли на 2027 год, а теперь и вовсе отменили.
Причиной считается нежелание нового президента МОК Кирсти Ковентри отдавать саудитам контроль над важным направлением на целых 12 лет (именно на столько рассчитано соглашение с Эр-Риядом, заключенное год назад). Кроме того, есть разногласия по поводу концепции Киберигр и поддерживающих стартов — например Esports World Cup, который с пафосом прошел в Саудовской Аравии в 2024 и 2025 годах. Теперь Кубок мира будет развиваться без поддержки МОК, а Лозанне предстоит найти нового партнера для Olympic Esports Games. Пока непонятны ни сроки, ни место проведения Киберолимпиады — по факту разрекламированный проект лежит в руинах.
Долгосрочные амбиции
«МОК, Олимпийский и Паралимпийский комитет Саудовской Аравии (SOPC) и фонд Esports World Cup Foundation пришли к взаимному согласию о прекращении сотрудничества в области проведения Олимпийских киберспортивных игр, — говорится в пресс-релизе об отмене Olympic Esports Games — 2027 в Эр-Рияде. — В дальнейшем стороны намерены реализовать свои собственные амбиции в киберспорте разными путями. МОК разработает новый подход к Олимпийским киберспортивным играм, учитывая отзывы участников процесса, и будет использовать новую модель партнерства. Такой подход позволит лучше приспособить Olympic Esports Games к долгосрочным амбициям олимпийского движения и шире использовать возможности для проведения первых Киберигр в кратчайшие сроки».
Киберспорт в разных его проявлениях давно конкурирует с классическими олимпийскими дисциплинами и в плане популярности у болельщиков, и по размеру призовых. Но боссы МОК признали в нем достойного соперника только во второй половине нулевых, да и то под давлением спонсоров из Alibaba Group. В 2018-м Esport был представлен в качестве демонстрационного вида на летних Азиатских играх в Джакарте (награды разыгрывались в шести номинациях — Arena of Valor, Clash Royale, Hearthstone, League of Legends, Pro Evolution Soccer и StarCraft II). Опыт повторился на Азиаде-2023 в Ханчжоу (EA Sports FC, Street Fighter V, Arena of Valor, Dota 2, Dream Three Kingdoms 2, League of Legends, PUBG Mobile). Также в 2022-м турнир Esports Championships под эгидой МОК прошел в рамках Игр Британского Содружества в Бирмингеме (Dota 2, eFootball, Rocket League).
Ну а в 2023 году МОК созрел для проведения Олимпийской недели киберспорта в Сингапуре, на которой в основном были представлены симуляторы классических видов спорта — стрельбы из лука, пулевой стрельбы, тхэквондо, бейсбола, шахмат, велогонок, мотогонок, яхтинга, тенниса, а также спортивных танцев (Rocket League, Street Fighter 6 и NBA 2K23 получили только неофициальный статус). Столь странный выбор был обусловлен тем, что после пяти лет киберэкспериментов олимпийские геронтократы наконец-то поняли: в том, что они называют Esport, все устроено иначе, чем в мире обычного спорта. Главными здесь являются не федерации, а производители игр. И давить на них (например, ради снижения уровня агрессии у геймеров во имя олимпийских ценностей) — бесполезно.
Провальная стратегия
Выход из тупика предложила Саудовская Аравия, которая в рамках проекта «спортивного омовения» искала надежного партнера для инвестиций в киберспорт и зачем-то остановила свой выбор на МОК, который плелся в хвосте современных тенденций «электронного спорта». В 2024-м Лозанна на 12 лет уступила Эр-Рияду право на проведение Киберолимпиады под брендом Olympic Esports Games. По сути, киберспорт было решено создавать с нуля как соревнования национальных сборных, а не команд — естественно, по накатанным рельсам и с помощью раскрученных звезд. В 2024 и 2025 годах саудиты в рамках развития проектов «Геймеры без границ» (GWB) и Gamers8 провели Кубки мира по киберспорту — турниры с призовым фондом более 60 миллионов долларов и по более чем двум десяткам ивентов (главным образом командным).
Кстати, победителем турнира по Dota 2 на Esports World Cup 2025 стала команда Team Spirit, за которую выступают четверо россиян Денис Сигитов (Larl), Магомед Халилов (Collapse), Александр Филин (rue) и Ярослав Найденов (Miposhka), а также один украинец Илья Мулярчук (Yatoro). На том же Кубке мира в августе нынешнего года объявлено, что в следующий раз эти соревнования пройдут в формате национальных сборных. То есть будет реализована идея МОК, хотя сам проект Киберолимпиады заглох окончательно. В первую очередь из-за того, что новому олимпийскому лидеру Кирсти Ковентри не понравилась ситуация полного контроля проекта со стороны единственной страны-организатора и вопросы с допинг-контролем во время киберстартов. Кроме того, в рамках международных федераций по классическим видам спорта начала активно развиваться тема тренажеров-симуляторов. И вроде бы МОК намерен поддержать именно это кибернаправление.
Еще в 2018 году World Rowing представила чемпионат мира по гребле в помещении, который теперь проводится как в очной, так и в онлайн-версиях. Международный союз велосипедистов (UCI) с 2020 года проводит удаленный чемпионат мира по кибергонкам на велосипеде (сначала с использованием платформы Zwift, а затем MyWhoosh). Недавно World Athletics объявила о проведении первого чемпионата мира на беговой дорожке (RUN X), который состоится в четвертом квартале 2026 года. Кроме того, сильное направление гонок на симуляторах есть в автоспорте, а шахматы как дисциплина киберспорта были официально включены в программу Esports World Cup — 2025. Правда, тут сразу возникает тема борьбы с читерством, но это уже отдельная головная боль.
Напомню, что свой кусок от пирога в киберспорте пытается получить и проект фиджитал, в который активно вкладывается Россия. Эта история основана на симуляторах и в основном выглядит как двоеборье — участники соревнований должны одновременно показать хорошую физическую форму на обычной спортплощадке и высокие результаты в виртуальной реальности. Первые Игры будущего с призовым фондом в 10 миллионов долларов прошли в 2024 году в Казани. Следующий фестиваль в 11 дисциплинах состоится в декабре 2025-го в Абу-Даби, а в 2026-м турнир намечен в Казахстане. А ведь есть еще авторитетный проект World Cyber Games, существующий с 2001 года. В этом году соревнования по таким популярных играм, как Mobile Legends: Bang Bang, Tekken 8, Street Fighter 6, Valorant и Crossfire примет Джакарта.
В общем, конкуренция очень серьезная, и если МОК продолжит двигаться в своем неспешном стиле, то может потерять даже соревнования на кибертренажерах-симуляторах, не говоря уже о турнирах по раскрученным электронным играм, где сейчас крутятся основные деньги. Есть предложение провести Olympic Esports Games в Израиле — вроде бы правительство этой страны не против. Однако существуют большие геополитические риски, кроме того, непонятно как это делать без Саудовской Аравии, которая теперь контролирует не только крутые киберсоревнования, но и многих разработчиков контента. МОК может сколько угодно надувать щеки, но кроме бренда «Олимпиада» ему сейчас предложить киберспорту абсолютно нечего. А главное — нет даже примерного представления, как развивать это важное и перспективное направление.



