Писатель Нилин: «Если бы Стрельцова сыграл Юра Борисов — было бы попадание в десятку!»
Знаменитый журналист и писатель Александр Нилин, которому сегодня исполнилось 85 лет, в интервью «СЭ» высказал мнение о фильме «Стрельцов».
— В России за последние годы вышло много спортивных фильмов. Хоть один вам понравился?
— Нет. Слишком простенькие, по голливудским лекалам. Никакой глубины. Нельзя снимать, когда все на поверхности. Ты должен увидеть второй слой. Вот это уже интересно.
Возьмем «Стрельцова». Почему картина слабая? Папа режиссера, Учитель-старший, консультировался со мной, на студию привозил. Но когда я услышал, что на роль Эдика берут Петрова, стало ясно: создатели идут по пути наименьшего сопротивления и мои рассказы им на фиг не нужны. Утвердили модного артиста — и не надо больше ничего придумывать.
А пригласили бы Юру Борисова, которого тогда почти никто не знал, — и было бы попадание в десятку! Он бы и по фактуре подошел, и по типажу. Главное-то в Стрельцове — характер. Реально человек без локтей. Вяловатый, не умеющий за себя постоять. Вроде Обломова. По духу — вообще не спортсмен. Но как на футбольном поле раскрылся?!
Сегодня гением называют каждого второго. А где подтверждение? Когда же меня спрашивают, в чем гениальность Стрельцова, сразу отвечаю: «За четыре года и восемь месяцев, что Эдик провел за решеткой, сменились три тактические схемы. О чем он не подозревал — телевизора-то в лагере не было. Сел, когда играли в пять нападающих, вышел — их уже два. Вдобавок в тюрьме нарушился обмен веществ, проблемы с весом, плоскостопие... Ну всё против! Но Стрельцов вернулся и дважды признавался лучшим футболистом страны. Его тонкое понимание игры было важнее схем».
Однажды Эдик произнес: «Летом я играть не любил. Очень жарко». В этой фразе — весь Стрельцов. Я еще подумал: а когда же ему играть-то? Зимой тогда матчей не было, чемпионат стартовал в апреле. Вот Бобров никогда бы так не сказал. Он по складу совершенно другой. Говорил мне: «Я себя ненавидел, если не сделал то, что наметил». Терпеть не мог проигрывать. Даже в карты. В Эдике подобного азарта не просматривалось. Гений — и в то же время лапша.
Не сыграть такой характер в кино — преступление!


